Присоединяйтесь

Доклад «Любинский, удобный для человека»

09 февраля 2015   13:54

Прежде чем прочитать доклад и этот пост, посмотрите сюжет от 07.02, который про нашу работу сделали клоуны с «12 канала» (там минут 5, начинается с 33:10), и оцените, насколько они вообще уловили суть нашей позиции (хотя понятно, конечно, что такой задачи не стояло).

А так, наконец-то выкладываем наш долгожданный доклад «Любинский, удобный для человека».

click-to-read

Его также можно посмотреть здесь, здесь или скачать в pdf напрямую.

А вообще начать хочу с извинения перед вами. Наша инициативная группа ЛУЧ настолько сосредоточилась на работе над самим докладом последние два дня ушло на исправление всяких мелких неточностей — что сильно занятула с его публикацией. Причем настолько, что те эскизы Любинского, которые нам показали в январе и которые есть в докладе, уже потеряли актуальность.

Но с другой стороны, это и хорошо вы можете взглянуть на обновленные эскизы и сами оценить, насколько в них учтено то, о чем мы говорим в докладе.

Например, отношение к парковкам.
парковки

Тут надо подчеркнуть, что представленный доклад это не «альтернативная концепция Любинского», как его успели окрестить некоторые журналисты, и уж тем более не какие-то точечные предложения, которые мы преподносим разработчикам нынешней концепции в надежде на то, что их учтут.

Альтернативной концепцией, как и конкретными предложениями, по нашему глубокому убеждению, должны заниматься профессионалы архитекторы, транспортники, специалисты по общественным пространствам, ландшафтные дизайнеры и т.д.

Мы же сформулировали 12 базовых концептуальных требований, которым должна отвечать любая концепция изменения Любинского. Причем мы описали их достаточно конкретно, чтобы была понятна суть, но и не ударялись в излишние детали в духе «ширина тротуара должна быть строго столько-то метров». Это именно требования, а не просьбы, с которыми мы идем на поклон к тем, кто принимает решения.

Некоторые из них, как, например, вопросы городской экономики и управления будущим пространством, не относятся напрямую к проектировщикам, но должны быть проработы теми, кто за них отвечает — областной и городской администрацией и местными собственниками.

Вот, к примеру, требование по сохранению наследия.
сохранение-наследия

Как эти требования сформировались?

Логика нашего доклада примерно следующая. Почему омичам была представлена крайне сомнительная концепция благоустройства Любинского? Потому что: а) Разработчики не узнали у жителей, что бы они хотели там видеть, а чего бы не хотели; б) Разаботчики не проконсультировались со всеми необходимыми экспертами; в) Не было открытого архитектурного конкурса, где бы эта работа проиграла другой, более сильной работе.

В свою очередь, мы эти пробелы попытались ликвидировать.

Во-первых, опросили горожан. К сожалению, ресурсов (в первую очередь временных), которые бы позволяли сделать полноценный соцопрос с репрезентативной выборкой по всему городу, у нас не было. Но до определенной части горожан инструменты социальных сетей нам позволили дотянуться, так что перечисленные требования это не наша персональная хотелка. Опросы были как массовые, так и глубинные. К примеру, вот что горожане хотели бы увидеть на обновленном Любинском.
желаемое

Во-вторых, мы поговорили с авторитетными экспертами из целого ряда сфер: общественные пространства, архитектура, сохранение наследия и реставрация, транспорт, дизайн, городская экономика, урбанистика и т.д. Это помогло нам оформить достаточно сырые мнения горожан в более концептуальном ключе. Вот часть экспертов.
эксп

И наконец, в-третьих, мы обосновали необходимость проведения открытого профессионального архитектурного конкурса, описали его структуру цели, задачи, кто дожен его готовить, каким должно быть жюри и т.д. и краткий план того, как перейти к его подготовке.

Ключевые требования к концепции

Я кратко остановлюсь на нескольких самых основных требованиях, а остальные вы сможете посмотреть в докладе. Там они за исключением Требования №1 перечислены не в порядке значимости, а произвольно.

Внятная концепция развития общественных пространств

Как говорил известный урбанист Ян Гейл, главное не здания, а то, что между ними. Если вы хотите действительно сделать пространство, удобное для людей, то мало просто отремонтировать здания, положить гранит и посадить деревья. Нужно тщательно исследовать то, что люди там делают сейчас откуда приходят, чем занимаются, какие активности предпочитают, куда идут потом и т.д., и не менее тщательно продумать, что они будут там делать после изменений.

В нынешней концепции что в первых эскизах, что в показанных в пятницу  этот момент совершенно не продуман. Терроритория хоть и стала более зеленой, но осталась такой же пустой и мавзолейной. Важно понимать, как это пространство будет обживаться.

В пятницу на градостроительном совете, где обсуждалась газпромовская концепция, один из его членов, местный архитектор, во время моего выступления выкрикнул что-то в духе «Ну вот вы и должны это пространство обживать». Это, конечно, демонстрирует совершенно дремучую некомпетентность. Изучение и планирование общественных, пространств это, блин, целая наука, в которой есть множество подходов и методологий. В команде, которая готовит концепцию, обязательно должен быть специалист по общественным пространствам. Почитайте полные комментарии Екатерины Гиршиной, Святослава Мурунова и Александра Ложкина в приложении к докладу, они там очень интересно про это все рассказывают.
Общ-пространства

Транспорт

Самый, наверное, животрепещущий вопрос. Появление парковок было главным недостатком концепции, который отмечали в опросах. Но прежде чем говорить, нужны парковки или нет, нужно ответить на другой, гораздо более важный вопрос о расстановке приоритетов.

Современная транспортная наука и урбанистика говорят о том, что городе, удобном для жизни, приоритеты должны быть расставлены следующим образом:
1) Пешеход
2) Общественный транспорт и велосипедисты
3) Движущиеся автомобили
4) Стоящие автомобили

Если говорить конкретно о месте автомобиля, то вот хорошая иллюстрация.

автомобиль и его место

Поэтому, друзья, проблема автомобилей, которые нужно кровь из носа поставить прямо перед входом в магазин или ресторан это последняя проблема в списке приоритетов.

Гораздо важнее а для факатически единственной исторической улицы Омска вообще ничего важнее просто несуществует создать наиболее благоприятные условия для пешехода. А также, если мы хотим действительно оживить Любинский, туда нужно нормально завести общественный транспорт (а не три полудохлых маршрута), на котором, я напомню, у нас, в зависимости от сезона, передвигается 70-80% жителей города.

При этом, когда речь заходит об ОТ, нам говорят: «Там же рядом есть остановка «Дом туриста». Она, к слову, находится в 400 метрах (предел пешехдной доступности — 500 метров). И если это «рядом», то уж парковки, до которых из любой точки Любинского не более 250 метров, и подавно рядом, поэтому на улице должна появиться, в первую очередь, остановка ОТ, а не парковки. Мы так и сформулировали одно из требований.

общественный-транспорт

А второе и самое главное требование по транспорту звучит так:

транспорт-треб

То есть, очевидно, самый главный это пешеход. Если кто-то захочет отдать 2 крайние полосы из 4, скажем, вечером и в выходные под параллельную парковку (как это сделано у «Скуратова» на Интернациональной), то это можно обсудить. Но с какой стати пространство, где ходят люди, должно отдаваться под стоящие автомобили? Как верно заметил Александр Ложкин, там где стоит 50 автомобилей, может поместиться 500 пешеходов. На самой центральной и уютной улице города автомобили не должны съедать пешеходное пространство.

А теперь взгляните на показанные в пятницу картинки обновленной концепции Любинского, в которой якобы «учли все конструктивные предложения».

o3NF7OhoAPo[1]

Ширина Любинского 34 метра, сегодня проезжая часть на нем 17 метров. В предлагаемых картинках она сокращается до 15, но зато добавляются по две 2,5-метровые полосы под парковку + по метру, чтобы водитель мог выйти. Итого 4-5 метров автомобили откусывают у пешеходов. Также место занимают озеленение и фонари с одной стороны и крылечки и терассы с другой. В итоге пешеходам оставляют по 2,5 метра для прохода с каждой стороны. Ещё раз: ДВА С ПОЛОВИНОЙ МЕТРА (я когда в пятницу выступал, не вгляделся в цифры, только потом увидел).

Для наглядности сделал поперечник улицы в программе streetmix. Это Любинский сегодня (велосипеды по краям это крылечки, который в наборе не было):

lZcafZEaSpA[1]

Таким его предлагает сделать «ИдеалСтрой»:

myf_MCA2hW8[1]

Даже на картинке больше 2-3 человек там не разойдется. То есть реально будет примерно так, как на фото ниже, только с деревьями, гранитом, подсветкой и машины будут стоять не ёлочкой, а параллельно.

IMG_1786

«Я думаю, что соотношение за и против на самом деле где-то половина на половину. Пешеходы — это главное, но надо понимать, что помимо общественного транспорта люди передвигаются и на личных автомобилях. Если привлекать народ на обновленную улицу, где бизнес должен, на мой взгляд, развиваться в направлении общественного питания, то места для парковок нужны», — высказал свое мнение заместитель директора по производству компании «ИдеалСтрой» Павел Черняк.

Пешеходы, конечно, главные, вот и оставим им по 2,5 метра для прохода. Ну и, конечно, радует профессионализм обоснования. Опросы? Исследования? Нет. Просто «Я думаю».

«Но как же так? спросите вы. Почему такое безобразие? Почему мнения общественности не учли?»

А вот потому. Взяли и не учли. Потому что учитывают, по их же собственным словам, «при наличии технической возможности», которую сами и определяют. Потому что никому они ничего учитывать не обязаны. Потому что нет выбора, а есть только некто в кабинетах, кто решает, что там будет, а чего не будет.

Самое главное требование

И тут я подвожу вас к главному требованию нашего доклада.

Я уже писал о нём на днях. Но объясню еще раз.

Не должны решения по ключевым городским объектам приниматься так, что приходит кто-то с деньгами, приносит какой-то непонятный проект, ни с кем особо не советуется, продавливает проект за 3 недели, отчитывается о том, что проект «обсудили с общественностью и учли конструктивные предложения» и начинает его реализовывать.

Или вы реально думаете, что то, что произошло за 3 недели — это «обсудили с общественностью и учли конструктивные предложения»?

Да просто нарисовали более качестсенные картинки, где добавлии зелени. Фундаментальные-то проблемы никуда не делись. Вот, кстати, можете глянуть предложения наших коллег из другой инициативной группы, а потом взглянуть на обновленную концепцию и посчитать, что из перечисленного учтено.

И вы по-прежнему думаете, что нужно продолжать на полусогнутых предлагать этим же людям какие-то конструктивные предложения в надежде что они их учтут и не скажут: «Я думаю, нет технической возможности»?

Может быть, хватит терпеть, когда нам откровенно ссут в глаза, и стоит подумать, что мы действительно имеем право решать, как должна выглядеть центральная улица нашего города?

Есть одна очень проста и правильная процедура — открытый профессиональный архитектурный конкурс.
конкурс-ложкин

«Не всякого дареного коня стоит принимать, иногда стоит заглянуть ему в зубы».

Вот посмотрите, как могут выглядеть разные варианты одного и того же места, подготовленные профессионалами для открытого архитектурного конкурса, на примере Триумфальной площади в Москве.

Почему же нас с вами лишают права выбора и вынуждают «вносить конструктивные предложения» в какой-то один низкопробный вариант?

У вас наверное, есть вопросы по поводу конкурса. Мы постарались ответить на них в докладе
faq1
faq2
faq3
faq4

Самое важное про конкурс — его должны организовывать независимые профессионалы, и в нем должны принимать участие профессионалы.

Нам тут рассказывали на днях, что якобы был какой-то внутренний конкурс, организованный «Газпромом», где победила та работа, которую нам показывают сейчас. Но даже если он и был на самом деле, никакого отношения к открытому профессиональному конкурсу, о котором говорим мы, он не имеет. Да и вообще, что ж это за конкурс такой, где побеждает такая слабая работа?

Мы подготовили пошаговую инструкцию, как нам в нынешней ситуации начать готовить конкурс.
141308_900[1]
Как видите, мы очень конструктивные и признаем необходимость участия в этом процессе всех: и области, и города, и спонсора, и генподрядчика, и собственников зданий, и общественных организаций. А вот схема самого конкурса:
структура-конкурса

На самом деле мы сейчас находимся на развилке. Её очень четко мой коллега из ЛУЧа Роман Ковалёв зафиксировал во вермя пятничного градсовета:
твитор
Мы либо «жрём чё дают» и каждый раз надеемся на появление какого-нибудь богатого спонсора, который сам за нас все решит и все сделает, либо отстаиваем свое право самим решать, как должен выглядеть центр нашего города и требуем открытого архитектурного конкурса.

Ну так как, жрём че дают, или сами выбираем себе блюдо?



Комментарии

Кто-нибудь скажет ,какие хорошие спектакли идут в нашем Драмтеатре ? Хочу сходить в свет . Не всё же за компом сидеть . Да и бутербродов с норвежской сёмгой и финской салями употреблю между актами .


Успокойся уже Акимов!твои дешевые выпады просто смешны!Займись делом, а не поиском просчетов в делах других!


    Только вот дела других напрямую касаются того места, где я и многие другие омичи живут и которым ежедневно пользуюся, и никак не соотносятся ни с современными подходами к работе с городской средой, ни с позициями многих горожан.


      я вот одно не пойму, а ты возомнил значит себя представителем голоса народа? я что то не увидел той огромной армии сторонников, о которой ты так ярко заявляешь в соцсетях. я уверен предложи Идеал строй вариант похожий на твой ты бы все равно писал, что так нельзя! Давай посмотрим правде в глаза дело не в проекте, а в желание хоть как то заявить о себе!


        Заявить о себе — это желание любого самодостаточного индивидуума ,могущего повести за собой не ориентированную массу народа . Любому стаду нужен вожак и Паша пытается взвалить на себя эту тяжёлую и не благодарную ношу . В сером городе Омске Паша становится такой же яркой личностью , как и его желтые ботинки Тимберленды . Паша , ОЛЕ !!!


          Кого он может за собой повести? в том то и дело массу, серую массу не способную к адекватному мышлению и принятию взвешенных решений, массу людей у которой виной всему власть и все кроме них самих!Для меня Акимов видится закомплексованным мальчиком пытающимся хоть каким то образом показать свою значимость в обществе. Вот только Паша ты ошибся с выбором поля деятельности в интернете ты может и представляешь какую то самодостаточность а что в реальном мире? тебя не будут да и не хотят слушать потому что твоя писанина это PR самого себя и ничего больше!


Паша проплаченный говнюк


Почему Паша- говнюк? Он что не прав — я как ходить буду, если тротуара не оставят. Они хотят как в Ленинграде сделать узко по некоторым улицам — так там делали в 18 веке, а сейчас 21-й. И еще грязь из-за слома подпорной стены на тротуар полетит. Как буд-то мы в 1995 году на градсовете тупее были, чем нынешние идеалы газпромовские.


    Г-н Лихачев Вы наверное забыли, что с упомянутого Вами 1995 года прошло уже 20 лет все я Вам скажу сильно изменилось! Количество автомобилей неуклонно растет и мы вынуждены с этим считаться!Грязь г-н Лихачев полетит не из за отсутствия подпорной стены, а из-за того, что городские власти забывают об уборке улиц города. Так, что речь здесь не о тупости представителей градсовета образца 95 го года, а о требовании времени. У нас нет такого потока людей, о котором так рьяно заявляет в своем трактате Акимов, а вот поток машин с каждым годом растет и без парковок мы получим лишь увеличение числа стоянок машин в неположенных местах. давайте мыслить в такт времени, а не старыми идеалами о приоритетах пешеходов. Увы город так построен, что аналогов Красного пути и Маркса нету. Так, что при всем уважении к Вам г-н Лихачев аналогии с градсоветом 95 го года не уместны.


      Гражданин
      за что ты простой народ так не любишь ? Простого пешехода почему не любишь ,а ? Вот Акимов всех любит , а ты не любишь ! Тебе надо обратиться к Богу и принять обет молчания ,пока Акимов не станет главным дизайнером города .


        Я люблю простой народ и поверь мне в отличие от Акимова занимаюсь делами а не болтовней. А дизайнером, а тем более главным Акимову не стать никогда. Лидерами становятся умные, образованные, дипломатичные личности, а не блогеры способные только в интернете пиарить себя!я еще раз повторюсь никого Акимов не любит, ни о ком он не думает ни о простом пешеходе, ни о ком другом.


          А какими делами занимаешься ? Они не противоречат статьям Уголовного Кодекса ?


)))нет не противоречат статьям не УК,не какого либо другого кодекса, и что самое главное не противоречат Конституции РФ !Они исключительно направлены на благо общества. Просто пойми главное, всегда найдутся те кто против и зачастую не потому, что проект плохой или как то права людей ущемляются, а от отсутствия адекватной подачи информации, адекватного рассуждения со стороны этих людей.Наш народ увы привык держаться за свое и не хочет что либо менять, наверное в какой то мере в этом виноваты и власти и сам народ. Я общался с людьми когда делали Валиханова, многие поменяли свое мнение после реконструкции, многие с благодарностью обращались к тем простым ребятам которые день и ночь трудились над реконструкцией улицы. Да Идеал строй виноваты в том что информация мало распространяется, но не ошибается только тот, кто ничего не делает!


    Да при чём тут Валиханова какая-то ? Ты от вопроса-то не увиливай . Что-то ты сразу засмущался как-то . Ты посиди пока дома . Сейчас за тобой приедут . Надо бы всё-таки проверить чем ты занимаешься , когда весь простой народ у станка стоит и в забое уголёк рубит .


      ))))пусть приезжают поверь не напугал!


      Ты я смотрю прям из забоя пишешь) станок у тебя прям нано, с интернетом)


        Да ,представь себе , я добываю цирконий в тарском забое для кремниевой фабрики , которую проектирует Шишов , сидя в Лефортовской тюряге . Мы поднимем омскую область с колен ! А Акимов сделает дизайн улицы Ленина , как будет необходимо народу . NO PASARAN !!!


          Акимов увы от НАРОДА далеко!так, что рисовать ему в альбомчике и мечтать мечтать мечтать!


            Почему это он далёк от народа ? Он ,что из дворян что ли ?
            Акимов , ты чьих будешь ?


Есть у нас в районе Молдаванки улица обычная друзья,
Старенькие дворики подметают дворники,чтоб сияла улица моя,
Старенькие дворики подметают дворники,чтоб сияла улица моя.
Улица,улица,улица родная,Мясоедовская улица моя,
Улица,улица,улица родная,Мясоедовская милая моя.
Есть на нашей улице больница,все её «еврейскую» зовут,
я желаю вам друзья не бывать там никогда,пусть наши враги туда идут,
я желаю вам друзья не бывать там никогда,пусть наши враги туда идут.
Улица,улица,улица родная,Мясоедовская улица моя,
улица,улица,улица родная,Мясоедовская милая моя.
Были годы,здесь бродил Утёсов,под гитару песни пел свои.
А когда он создал джаз,то исполнил первый раз,песенку про улицу мою.
А когда он создал джаз,то исполнил первый раз,песенку про улицу мою.
Улица,улица,улица родная,Мясоедовская улица моя,
улица,улица,улица родная,Мясоедовская милая моя.
Предложили мне сменить квартиру,с чудным видом на Москву-реку.
Я согласен на обмен,но прошу учесть момент,только вместе с улицей моей,
я согласен на обмен,но прошу учесть момент,только вместе с улицей моей.
Улица,улица,улица родная,Мясоедовская улица моя,
улица,улица,улица родная,Мясоедовская милая моя.


За что Гражданин так Акимова ненавидит? Прав Акимов: Любинский обезобразить хотят, тротуары заузить, клумбы извести, неудобные парковочные карманы выполнить. Уродство за большие деньги. Акимову молодец, бьет набат пока не поздно. Выпады Гражданина воспринимаются как проплаченный плевок.


    Честно сказать мне Акимов абсолютно параллелен. Я отношусь с критикой в адрес тех, кто ставит свое некомпетентное мнение выше других и считает свое мнение единственно правильным Вы можете видеть мою критику и в блогах других авторов занимающихся бессмысленным и антироссийским расколом общества!Я еще раз повторюсь товарищ «Пешеход» обезобразить — это то чем весь город от жителей до властей занимался на протяжении 20 с лишним лет приводя в негодность тротуары, дороги, делая бессмысленные развязки устанавливая заборы во дворах и прочее прочее. Сейчас у нашего города есть шанс хоть как то решить транспортную и ряд других проблем усилиями газпрома и что делает в этот момент акимов и его свора? конечно пытаются баламутить народ.Так что у меня г-н «Пешеход» не выпады, а если бы платили за адекватные мысли наверное бы многие люди жили в шоколаде.


      — Послушай, Зин, не трогай шурина:
      Какой ни есть, а он родня.
      Сама намазана, прокурена —
      Гляди, дождёшься у меня!


        Кощей отвечу тебе тоже в стихах

        Напоследок молвлю малость:
        На уродов мне плевать.
        Где свои я ноги ставлю –
        Вашим лучше засверкать!


          чувствуется , что ты с Пушкиным в одном роддоме на свет появился .


)ну как то нет я такие стихи увы не пишу авторство не мое, но для ответа само то!


    Гражданин Омска , как бы там не было , но по всему заметно , что ты личность творческая . И значит ты должен любит театр . Вот скажи мне ,гражданин Омска , ты в омской Драме давно был ?


      Буквально недавно!


        Что давали ?


          На чемоданах


            Ну и как ? Я вот хочу сходить , но не знаю репертуара , вот и думаю ,как бы на чушь не попасть .


              На этот идти не стоит своеобразный спектакль! Сходи на август графство осейдж, на всякого мудреца довольно простоты, сирано де бержерак, враги!


                Спасибо тебе ,Гражданин хороший ! Ты оказался самый культурный на этом сайте . В выходные пойду на спектакль по твоему списку . Но если мне не понравится , то … Ну ,ты сам догадался .


Да все верно Акимов указал, на все недостатки «концепции». И приоритеты верно расставил. Если улица будет некомфортна для пешеходов, то она опять умрет. А стоянки, жидкие кустики вместо капитальной подпорной стенки сделают улицу обязательно некомфортной. Идеалстрой сделал на градсовете попытку угодить всем: пробормотал, что подъемник для инвалидов будет — и в то же время представил картинку… без подъемника. Оставил также высоченный навес над подземником, но без остекления. Толку-то? Говорили же — минимизируйте навес, не нужна там этакая оранжерея.
Знаете, даже противно стало после такого градсовета. Павел прав во всем — нас выслушают, поставят галочку — «предложения учтены» и сделают наоборот.


    И правильно сделают я Вам скажу!


От хипстеров один вред… Как сказал один известный повар — «будут есть салат Оливье с колбасой и говорить, что — «вкусно».
Если Акимов пишет про ул. Ленина — то будет точно такое же говно, как и на ул. Валиханова.

Вот в связи с чем на этом этапе вообще всплыл Акимов?


    Вы считаете на Валиханова сейчас плохо? разрешите уточнить что плохого?
    Акимов именно всплыл Вы правильно заметили! Он блогер, эскапист увидел хороший повод пропиариться (такой же как и валиханова) и вылез со своей бредятиной!Этот человек оторван от реальности! Воспитан на проевропейских псевдоустоях ему плевать что на народ, что на страну! Он не понимает простого принципа объединяй и созидай он добивается лишь раскола общества на 2 лагеря и получает от этого несказанное удовольствие!


1 2


Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: