Присоединяйтесь

Предложение по улучшению качества обслуживания пассажиров МУП «ЭТ» г. Омска

24 апреля 2014   21:48

С каждым годом всё больше и больше людей пересаживается на личный транспорт, увеличивая пробки, в буквальном смысле замораживая жизнь в городе. Чтобы это остановить или существенно затормозить необходимо иметь хорошо развитый и комфортный общественный транспорт. Давно понятно, что расширением дорог проблему заторов не решить, более того, мы только ухудшим ситуацию. Развивая дорожную сеть и отдавая приоритет личному транспорту в ущерб общественному, забывая о пешеходной инфраструктуре, мы в конце концов придём в тупик — город встанет, а для строительства новых магистралей ни денег, ни места больше не будет.

Нужно сменить приоритеты:

— первым делом интересы пешеходов и велосипедистов;
— затем общественный транспорт — уличное пространство ГОТ использует максимально эффективно;
— потом движение личного транспорта;
— и в последнюю очередь  — припаркованный автомобиль, нужно вводить платные парковки — самое простое и эффективное, что можно сделать.
Для общего образования рекомендую вам почитать статью — почему бесплатная парковка так дорого обходится городу и его жителям.

К сожалению, без боли смотреть на наш электрический транспорт (трамвай и троллейбус) невозможно, а ещё больнее им пользоваться, точнее пользоваться им как раз и не получается по ряду причин: плохой салон, низкая скорость, частые поломки и т.д.. Вообще, с общественным транспортом в нашей стране дела обстоят не очень хорошо, но уже отмечаются предприятия, которые начинают «выздоравливать».
Вот и руководство МУП г. Омска «Электрический транспорт» осознало свои проблемы, что уже круто. Руководством предприятия была развернута масштабная программа по поиску вариантов выхода из кризиса — проводится опрос как титульных рабочих предприятия, так и общественников.

Полторы недели назад, когда меня пригласил директор «ЭТ» г. Омска Ткалун Сергей Владимирович, я, честно, и не подозревал во что в конце концов это выльется. Руководство озвучило предварительные варианты, на основании которых в социальной сети был составлен опрос — http://vk.com. Он показал конкретные направления нашего движения, а самые на первый взгляд интересные варианты (раскраска троллейбус в детский стиль, анекдоты на билетах) оказались совсем непопулярными.

Так получилось, что мы проделали огромную работу, составив презентацию с перечнем проблем и путей их решения.
Во время разработки своих предложений я и Максим Гольбрайхт провели большую работу по изучению похожих проблем в других городах и способов их решения, мы вышли на контакт с руководством предприятия ГЭТа г. Вологды и г. Екатеринбурга, ну и, конечно, брали консультации у Антона Буслова , огромное им всем человеческое СПАСИБО.

До «Городских проектов» нам очень далеко, людей и времени у нас было очень мало. Ну, что получилось, то получилось.

Презентация была задумана в специфическом оформлении — она символизирует путь от дома до работы (трудовые поездки), а главная функция общественного транспорта  — быть эффективным именно на этом маршруте. Постарались учесть желания обычных пассажиров, которым абсолютно неважно состояние подшипников, сервоприводов и проводки, им просто нужно быстро, комфортно и с минимальными затратами приехать из пункта «А» в пункт «Б».

На прошлой неделе в пятницу к 7:30 утра мы прибыли в троллейбусное депо на Красном пути, чтобы представить свои предложения и были очень рады, что некоторые из вариантов заинтересовали наших оппонентов. В принципе, наши предложения можно применить к большинству предприятий как на электрической тяге, так и с тягой от ДВС.

Мы надеемся, что наши предложения помогут руководству «Электрического транспорта» принять меры, которые способны оптимально для их бюджета сделать экипажи более привлекательными для потенциальных пассажиров.

Посмотреть презентацию с функцией анимации можно по ссылке — http://prezi.com/embed/1rks7p7vj5p5/

Естественно, в современном мире с новыми комфортными лексусами и быстрыми маршрутками существующий ГЭТ не может быть конкурентноспособным. По большому счёту, со времён СССР в нем ничего не менялось кроме установки системы ГЛОНАСС, преимущества которой не используются в полной мере.

Далее мы определили основные цели и пути их достижения.

Первое и самое важное, что нужно сделать — это разработать тарифное меню, сделать его более разнообразным, учитывая дисконт. Важно понимать, что человек с проездным билетом — это постоянный клиент, который дождётся троллейбус/трамвай/автобус, так как уже оплатил услугу перевозки. Кроме того, выручку с проездных билетов не могут украсть кондукторы, а средства от продажи проездных билетов поступают как предоплата за ещё невыполненную транспортную работу, что позволяет предприятию лучше планировать свою экономическую деятельность. Следующий немаловажный момент — необходимо вводить скидку (дисконт), которая будет зависеть от срока действия проездного или от суммы приобретённых поездок. Чем выше время и количество поездок, тем выше скидка — это повысит привлекательность долгосрочных проездных.

Например, в г. Вологда стоимость разового проезда 20 рублей, стоимость бумажного проездного на один месяц всего 850 рублей, а электронная транспортная карта 1250 рублей (стоимость самой карты 100 рублей). Тут есть очень интересное сравнение стоимости проезда в разных города  — http://www.golos-omska.ru

Ещё немаловажный момент, многие города таким путём борются с нелегальными перевозчиками — актуальная для нас проблема.

Часто у руководителей транспортных предприятий складывается неверное представление о проездных билетах, они считают, что пассажир с проездным билетом невыгоден, так как постоянно прыгает с маршрута на маршрут и переполняет салон троллейбуса, увеличивая затраты на тягу, что якобы сводит на нет доходы от проездных. Действительно, наполняемость салона влияет на расходы на тягу — чем выше загрузка, тем выше расход э/э. Но далеко не каждый человек будет пользоваться пересадками, тратя время на ожидание промежуточной посадки, а будет выбирать преимущественно прямые рейсы. Но даже если каждый пассажир с проездным билетом будет прыгать с маршрута на маршрут и чаще пользоваться общественным транспортом, затраты на тягу не соизмеримы с доходами от продажи проездных билетов — троллейбус от роста наполнения не будет терять средства, а будет приобретать дополнительных пассажиров, что только увеличит доходы.

Во-вторых, следует увеличить скорость ПС на линии. Многие жалуются на оооочень медленный троллейбус — я это слышу постоянно от пассажиров, которые жалеют, что сели в троллейбус, и по возможности пересаживаются на автобус или маршрутку. Конечно, у нас пробки, но даже с ними можно существенно увеличить скорость движения и манёвренность троллейбуса на маршруте. Самое банальное — перевесить контактную сеть (КС) в местах с затруднённым движением по причине припаркованных автомобилей, останавливающихся газелей и т.д., ближе к центру дороги. Также следует установить дополнительные спецчасти на перекрёстках для повышения гибкости маршрута (возможность объехать ДТП, затор, обрыв). Ну и, конечно, выделенки, нужно их вводить, но это уже не зависит от руководства ГЭТа.

Также следует обязать водителей подъезжать к бордюру, за счёт этого увеличивается скорость посадки/высадки пассажиров. Мы сходили и посчитали сколько времени простаивает троллейбус во время одной посадки/высадки на нескольких остановках в час пик, и у нас получилось в среднем 28-30 секунд — это непозволительная роскошь! Давайте посмотрим,  например, троллейбус №15 идет от пос. Чкаловский до Гашека, на его пути 25 остановок, получаем 25х28=700 сек или 12 минут! А теперь посчитайте сколько времени он простаивает в смену — это время можно существенно сократить. Как вы думаете, почему в последнее время охотнее приобретаются низкопольники? Да потому что низкопольники дают экономию до 17% на ПС на маршруте за счёт высокой скорости посадки/высадки пассажиров. Понимаю, что некоторые карманы заняты автомобилями, но многие свободны, а водитель как подъезжал за два метра, так и подъезжает. Думаю, стоит проработать вопрос с ГИБДД, установить видеорегистраторы в кабину водителя, а видеозаписи с нарушителями передавать им для обработки и наложения штрафа — нужно пробовать разные методы, и, возможно, найдётся выход.

В-третьих, привести салоны в надлежащий вид. Ну кому приятно находиться в грязном салоне, обилующем различными наклейками из 90-х, вёдрами и половыми тряпками? Троллейбус может быть старым, но салон должен быть чистым, поручни не жирные с отсутствующей оплёткой — ну колхоз же… заходишь и понимаешь, что это транспорт для бедных, никто не захочет садиться второй раз в такой троллейбус.

Навигация. С навигацией тоже всё плохо, пассажир должен точно знать куда он поедет и как ему пересесть на другой транспорт. Поэтому мы предлагаем создать понятную единую транспортную схему с узлами пересадки — хотя бы пока только единую схему ГЭТа. Автобусные маршруты у нас рвут сейчас как только могут — их сейчас вносить в общую схему нет смысла.

Отличный пример — Транспортная схема г. Самары 

Маршрутоуказатели просто отвратительны: плохо читаются вечером из-за потёртостей, мелкого шрифта серого цвета, а также часто не указаны промежуточные остановки, что, кстати, противоречит требованиям действующего стандарта ГОСТ 25869-90. Почитайте, там много интересного. Более новые упоминания содержатся в правилах перевозок (постановление Правительства РФ от 14.02.2009), там сказано, что передний маршрутоуказатель не должен быть выше 140 см. Про боковой маршрутоуказатель и его размеры нет ни слова, поэтому можно смело выбирать подходящий размер — боковой просто не влияет на безопасность, его размеры не имеют никакого значения. Ещё советую почитать ФЗ «О техническом регулировании», который отменяет нормы, не влияющие на безопасность. Если у нас плохие маршрутоуказатели, то человек, который не знаком с городом или который плохо его знает, не сможет воспользоваться троллейбусом.

Тут можно поучиться у маршруток, у них очень хорошая навигация.

Задача достаточно простая: маршрутоуказатель должен максимально четко читаться под любым углом, в любое время суток и в любую погоду, иметь как можно больше информации о промежуточных остановках. Маршрутоуказатели лучше всего выполнить на желтом фоне буквами и цифрами черного цвета. Такое сочетание является самым контрастным, а потому легко различается в тумане, при мелком дожде, в вечернее время. Именно поэтому сменили ГОСТ на дорожные знаки и внедрили новые на жёлтом фоне. Для начертания текста необходимо применить шрифт PT Sans Caption (можно скачать, он бесплатный), специально разработанный дизайнерами для применения в навигации. Буквы такого шрифта не имеют засечек, но имеют немного уширенные пропорции — это позволяет лучше различать его при взгляде под углом и быстрее читать на движущемся транспорте. Также желательно располагать маршрутоуказатели как можно ближе к носовой части троллейбуса, чтобы у потенциального пассажира было время на осмысление информации и принятие решения. О системах визуальной навигации читаем тут. Вот пример г. Самары, примерно так же делают и в Алмате.

Боковой маршрутоуказатель со стороны улицы

Внутреннюю сторону маршрутоуказателя можно сделать с более подробными остановками и более мелким текстом на белом фоне — пассажиру не нужно читать текст быстро.

Маршрутоуказатель со стороны салона
Пример такого решения. Правда, табличка расположена сзади автобуса. Смотрите, как они выделяются, кричат, их не нужно искать глазами.

Далее необходимо уйти от кондукторной системы сбора оплаты. Это сложно, но нужно. Кондуктор очень часто ворует, продавая детские билеты взрослым, перепродавая билеты или не давая их вовсе, с кондуктором можно «договориться по человечески» и не платить за проезд. Также кондуктору нужно платить зарплату, выдавать форму, сумки и т.д. В час пик кондуктор не успевает всех обилетить и многие пассажиры выходят не заплатив. Ну и последнее, многие кондукторы ведут себя по хамски, из-за низкой ЗП у них нет стимула «держаться за место». Работа по переходу на безкондукторныю систему сложная, но постепенно её можно решить, вводя так называемые «пробивные маршруты» — это такие инновационные маршруты для адаптации населения. Для начала можно попробовать выделять не целые маршруты, а отдельные ПС, постепенно приучая людей к такой форме оплаты. Вместо кондуктора на линии должны работать контролёры, а сумма штрафа должна быть экономически оправданной (внести соответствующие поправки в КоАП).

После того, как вы пригласили пассажира в свой транспорт, нужно создать комфортные для него условия, чтобы он хотел воспользоваться вашим троллейбусом снова. Сейчас же салоны большинства троллейбусов (и не только) выглядят ужасно. Если салон грязный, неухоженный и, не дай Бог, в нём отвратительно пахнет, то пассажир больше не захочет садиться в него. Салоны необходимо отмыть, поручни отремонтировать, снять различные наклейки, нужные упорядочить — обилие наклеек создают чувство беспорядка. Можно конечно сказать: «Необходимо провести КВР», но на глубокий КВР денег нет и на покупку новых ПС тоже нет, поэтому необходимо выполнить ремонт хотя бы салонов. Пассажира вообще не волнуют ваши подшипники, его больше волнует сиденье.

Вот пример такого салона, это старый КТМ-5, как видите, всё старое, но салон в идеальном состоянии.

Сейчас и с диспетчеризацией у нас всё очень плохо, необходимо с этим срочно что-то решать — вводить автоматическую систему, например.

Два троллейбуса маршрута №15 в начале маршрута (ул. Новокирпичная) следуют друг за другом — отличный сервис, можно выбрать какой троллейбус больше нравится.

Как? Спросите у руководства ГЭТа г. Вологда, они всё это сделали. Их система учитывает и пробки, и расписание…

Как я уже вам говорил, нам удалось связаться директором ГЭТа г. Вологды, вот что он пишет (это будет не последняя его цитата): «У нас действительно установлена программа АСУ «Навигация» разработчик «Транснавигация» (Москва). Программа работает с 2006г. все троллейбусы оборудованы радионавигационными блоками, информация с которых поступает на монитор центрального диспетчера, который у нас один и располагается в депо. Диспетчеров на конечных станциях нет. Диспетчер на мониторе видит ситуацию на одном маршруте или группе маршрутов, исходя из ситуации проводит управляющие воздействия. Система позволяет сохранять историю движения ТС, скорость. Программа помогает диспетчеру при закрытии путевых листов, так очень много рейсов теряется в связи с дорожными условиями (пробки, дтп и т.п.) Дополнительно мы привлекли программиста, который нам доработал программу, имеется возможность печатать путевые листы и журнал учёта путевых листов. Также есть программа по составлению расписания, которая синхронизирована с АСУ «Навигацией».»

Всё возможно, не нужно говорить, что учесть пробки нереально.

Пока у нас нет опыта и методов взымания убытков от простоя ПС, необходимо над этим работать.

С теплом я думаю всё понятно — никому не хочется садиться в холодный транспорт. Сейчас у нас не только отсутствуют нормальные обогреватели в требуемом количестве, а штатные не работают или работают неэффективно, но и салон сильно выветривается на остановках — про время посадки я уже писал выше, думаю, в зимний период времени требуется больше, а салон выветривается сильнее.

Нужно стремиться к экономии расходов на э/э. КВР всех троллейбусов провести нереально, средства не позволяют, но можно хотя бы поменять лампы освещения, что даст небольшую экономию и хорошее освещение салона.

Экономия на затратах...

Необходимо учитывать прибытие ж/д составов на вокзал. Можно привлечь дополнительных пассажиров, нужно это учитывать.

Форма оплаты экипажа должна зависеть  не от выручки, а от соблюдения графика движения и маршрута. В настоящий момент экипажи конкурируют между собой (иногда доходит даже до мордобоя), присутствует коррупция — когда водитель тиранит кондуктора и требует «делиться» ворованными деньгами или требует покупать сигареты, грозя кондуктору снизить выручку.

Внешний вид ПС также играет важную роль — если он грязный, ржавый, замурован в вековой слой краски или полностью обклеен рекламой — жди беды. Предлагаем разработать новый и современный логотип, а также собственный фирменный маскот (талисман).

Все современные предприятия имеют красивый логотип или товарный знак, я думаю, нашему транспорту это позволит постепенно приобрести собственную ливрею. Вообще, чтобы вывести свой стиль, как это сделали в других странах, нам необходимо постепенно перекрашивать (в момент КВТ, или при покупке нового состава) наши составы в единый стиль. Тут можно поучиться у Яловенко (ПАТП №2), его составы внешне выглядят хорошо и окрашены в единый стиль.

Ну и конечно, результаты опроса.

Ну вот, мы добрались до заветной цели — до работы. Мы понимаем, что все меры требуют дополнительных затрат и поэтому предлагаем разработать программы для финансирования. Возможно, стоит рассмотреть услуги банка ЕБРР.

Последняя страница.

Вот что думает о нашей презентации директор ГЭТа г. Вологды. «Вы наглядно описали основные проблемы и пути их решения для ГЭТа. В общей массе они примерно одинаковы для всех троллейбусных управлений.  Конечно, одними из ключевых факторов успешной работы для ГЭТа является хорошо развитая контактная сеть, укомплектованность водителями, исправный подвижной состав, отсутствие конкурирующих автобусных перевозчиков под контактной сетью, получение компенсаций из бюджетов за перевозку льготных категорий граждан в полном объёме, отсутствие дорожных заторов и наличие выделенных полос для ОТ. Мы в 2006 году установили чешские сходные, автоматические стрелки и пересечения, что позволяет водителю проезжать их со скоростью до 50 км.ч и управлять ими при помощи трансмиттера, установленного в кабине и подающего радиосигнал на стрелку. Также с 2013 у нас работает автоматическая система оплаты проезда – на одном маршруте турникетная (нет кондуктора), на остальных стационарно установленные терминалы и пока кондуктор. Первое время были проблемы, т.к. люди не умели пользоваться системой не  считали преимущества её использования, но на сегодняшний день количество эл. Карт растёт и система становиться более популярной.»

Очень важно сохранить троллейбус в нашем городе, так как у троллейбуса есть ряд весомых преимуществ:
1. Эксплуатация троллейбуса обходится чуть более чем в два раза дешевле автобуса (автобус 2000р/час, троллейбус/трамвай 907р/час);
2.  Плавность хода и низкий уровень шума;
3. Летом салон не перегревается от двигателя;
4. Троллейбусы живут дольше из-за отсутствия вибраций от ДВС;
5. Они экологичны и легки в ремонте.

Не нужно бросать троллейбусы.

Очень жаль, что наши руководители не смотрят на первопричину отсутствия пассажиров, а стараются повысить доходность непопулярными методами: повышением платы, снятием маршрутов и т.д. Это позволяет сократить убытки, но делает общественный транспорт ещё более неудобным и недоступным, отталкивая от него жителей. Это неправильно, нужно задумываться о пассажирах, о людях, делать ГОТ для людей, тогда и пассажир будет и прибыть. Они же не собираются брать автоматы в руки и насильно загонять людей в троллейбус и автобус?

После всего этого вспоминается высказывание К.Маркса «Их общественное бытие определяет их сознание».

Что думаете по поводу презентации? Толк будет?



Комментарии

Хорошо что подняли такую важную тему.Супер!


Думаю толк будет если депо прислушается и воплотит хотя бы половину из перечисленного — чистые салоны, читаемые маршрутоуказатели, приемлемые интервалы.


    Думаю прислушается, иначе им кердык.


Хорошо бы городу и области, принять местный закон о льготах и гарантиях для электротранспорта (например освободить от налогов и т.п.), азиатов привлечь и они нам поставят электромобили и трол-сы новые 4-5 поколения для ОТ.


не думаю, что платные парковки решат проблему…..
элементарно места нет в центре на размещение платной/бесплатной


    Ещё как решат и уже решают подобные проблемы в нашей стране! Вы хоть прочитали статьи по ссылкам? Что-то мне подсказывает, что нет.


С этим предложением я в корне не согласен. Расширение дорог, где это возможно и планирование на года в перед дорог, скверов и т.п. необходимы всегда и это есть везде, где есть ответственные и умные власти. Землицы у нас навалом чай не в Японии живем и в этом наше преимущество!


    Вы в корне не правы! Наступаете на те же грабли, на которые наступали наши коллеги в США и Европе ещё в 30-х годах! Представляете насколько Вы отстали от жизни?


Земли не навалом, и вся она чья-то. А чтобы расширить дорогу, надо иногда столько частных земель выкупить, что караул.


    Да-да, а сколько денег нужно, а сколько деревьев снести, а выхлопных газов сколько будет… человек просто не подумал и написал фигню всякую.


    Я понимаю, что нынешние «капиталисты деграданты» ловко используют данный момент и частную собственность на землю по этому мы и не получим достойного развития никогда! Жулье типа беглеца Меренкова и им подобное скупило омскую землицу за 5 копеек и диктуют большинству простых горожан свои условия во всем. И тут отсталым и темным как раз являетесь вы Евгений потому что у вас подход нынешний жуликоватый, а у меня он прогрессивный, простой быстро решающий и для всех понятный. В этом году в омской области будет заасфальтировано 64 км дорог. У нас 32 района на каждого по 2 км вот прогресс! И снова упираемся в деньги! В Китае за последние 5 лет отремонтировали 15 тысяч школ. Руководством КПК принято решение за 10 лет переселись 100 миллионов человек из деревни в город и таких хороших примеров у них достаточно!


      В чём это мой подход жуликоватый объясните? В том, что я не хочу видеть город в асфальте и развязках, в том, что общественный транспорт всему голова, в том, что необходимо вводить платные парковки? В чём? обоснуйте!
      В чём это Вы «прогрессивны»? Конкретику давайте и примеры тоже.


очень хорошая презентация и что особенно некоторых порадует, так это если начать внедрять — можно много бабулек отмыть…


    Ну видимо у вас имеется отличный опыт по отпеванию отмыванию бадулек и дедулек, раз так рассуждаете.


      да уж, с конца 90-х до конца 0-х — приходилось сталкиваться с огромным количеством схем


Хотелось бы добавить,чтобы обязательно была информация об остановках, тем более, если не будет кондукторов.Не знаю,как в ЭТ, а в автобусах подчас идет бегущая строка о том, что маршрут такой-то идет от конечной до конечной, причем часто в обратную сторону.


Я бы с удовольствием покупала проездной на количество поездок с дисконтом, а сидишь -планируешь, в этом месяце столько раз придется ездить — невыгодно, в этом вроде выгодно купить. И подешевле бы его сделать — врайоне 600-700 руб, тогда бы народ и автобусы ждал и пересаживался с лучшим настроением. По моему у нас проездной стоит дорого, туда бы заложить не 75, а 60 поездок, что ли


Очень хорошо все продумано. Как с вами связаться?




Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: