Присоединяйтесь

Мои требования к общественному транспорту.

20 января 2014   20:48

В последнее время в нашем городе часто стали обсуждать общественный транспорт: его комфорт, правильность строительства маршрутов, убыточность, изношенный подвижной состав, а также слияние будущего метро с трамвайной сетью (это такой новый вид метро, когда вагон будет ходить не только под землей, но и, как простой трамвай, по поверхности) и т.д.  Однако за обсуждением разнообразных проектов и технологий редко обсуждается то, какими качествами должен обладать хороший общественный транспорт. Чего мы собственно хотим от него, каким он должен быть?

Я для себя, как рядовой пользователь общественного транспорта, выделяю несколько основных позиций, которые, на мой взгляд, являются основополагающими (требования расставлены в приоритетном порядке):

— Мне будет в нем комфортно и безопасно?
— Сколько будет стоить моя поездка?
— Насколько удобно построены маршруты и узлы пересадок?
— Как регулярно и часто он ходит?
— Он сможет довезти меня туда, куда мне нужно?
— Он сможет довезти меня вовремя?
— Могу ли я с пользой провести время в поездке?

Рассмотрим эти вопросы более подробно.

— Мне будет в нем комфортно и безопасно? Этот вопрос возникает от того, что каждый человек хочет чувствовать уважительное отношение к себе и пользоваться определенным уровнем комфорта. Это требование также распространяется на все фазы поездки. Комфортен подвижной состав сам по себе или нет, переполнены ли автобусы и вагоны сверх меры, насколько удобна зона ожидания на остановках (лавочки маршрутные аншлаги расписание, карта города), как проходит посадка и высадка, насколько мне будет комфортно и безопасно в пути, курит ли водитель в салоне, как ведет себя кондуктор, вежлив ли он и т.д. Очень важно также удобство транспортной системы для инвалидов — наличие пандусов, правильная остановка автобуса (у бордюра), низкопольность, наличие тротуаров, урн и т.д. Могут ли старый подвижной состав и обклеенные различными объявлениями, грязные, ржавые и неудобные остановки быть комфортными и безопасными?

— Сколько будет стоить моя поездка? Люди сравнивают стоимость передвижения на общественном транспорте с другими вариантами поездки из пункта А в пункт Б, и этот показатель оказывает большое влияние на их выбор — чем ниже стоимость одной поездки, тем привлекательнее становится общественный транспорт для большего круга жителей. Этим вопросом серьезно занялась мэр Петрозаводстка Галина Ширшина, и решила его более чем успешно. С 1 января текущего года стоимость проезда на троллейбусах была снижена с 17 рублей до 10 рублей, в результате чего доходы предприятия выросли на 12%, основной целью такого решения стал вывод из кризиса муниципального предприятия. О положительном эффекте такого решения сообщил директор МУП «Городской транспорт» Андрей Афанасьев и мэр города Петрозаводска Галина Ширшина в своем отчете. Еще один пример, акимат г. Усть-Каменогорска также установил тариф на проезд в трамвае ниже, чем на автобусе, на 5 тенге (1 рубль), как как трамвай является самым нерентабельным видом общественного транспорта — это позволило привлечь на трамвай дополнительных пассажиров.

— Насколько удобно построены маршруты и узлы пересадок? Это требование относится к свободе передвижения и также является одним из важнейших. Обычно в этой сфере доминирует личный автотранспорт, а для общественного транспорта возможность спонтанных поездок является настоящим тестом на уровень свободы, который он дает своим пользователям. Могу ли я перемещаться по городу в любом направлении, а не только в центр и обратно, могу ли я рассчитывать на поездку в трамвае, если поздно выйду из парка после прогулки или кинотеатра? Сколько потребуется пересадок, и сколько мне придется в конечном итоге заплатить, насколько удобно будут организованы пересадки?

— Как регулярно и часто он ходит? Система общественного транспорта должна обладать достаточной надежностью, чтобы люди могли рассчитывать на нее, планируя свои дела. Например, если только в 3 из 5 случаев вы вовремя доезжаете на автобусе до работы или до места встречи,  будете ли вы рассчитывать на него, планируя важную встречу? Важным фактором надежности является частота движения, так как она снижает зависимость от одного конкретного рейса, который человек может пропустить. Увеличение количества пересадок — это проблема не столько затрагивает физические неудобства, сколько носит финансовую составляющую. В нашем городе проблема с пересадками стоит давно, но пока её так и не решили, так как не считают это проблемой и не относятся к ней должным образом. Маршруты с пересадками могут значительно сократить время в пути за счет снижения времени ожидания нужного автобуса. Решающую  роль играет действие проездного или транспортной карты на любом виде транспорта. В случае отсутствия проездного и нескольких пересадок, возникает вопрос — а не быстрее и дешевле на такси?

— Он сможет довезти меня туда, куда мне нужно? Пункт можно разделить на две составляющие: остановки (есть ли они вблизи ваших точек отправления и назначения) и связность. Наличие остановок не гарантирует связности: остановки могут быть и в точке отправления, и в точке назначения, однако между ними может не быть прямого сообщения. Сколько мне идти до ближайшей остановки, сколько нужно будет сделать пересадок и сколько времени займет одна пересадка?

— Он сможет довезти меня вовремя? Вопрос также состоит из двух частей: время работы общественного транспорта и скорость сообщения. Чем дольше работает автобус на маршруте в течение дня, и чем выше скорость движения общественного транспорта, тем большую свободу он дает своим пользователям. Если нам необходимо сэкономить время, то для нас наиболее важны эти два параметра — время ожидания и время в пути. Поэтому люди, обычно пользующиеся личным автомобилем, придают скорости движения общественного транспорта наибольшее значение.  Если скорость движения транспорта низкая, а ждать его приходится длительное время (особенно это заметно в вечернее время, когда резко снижается частота движения ОТ), это равносильно полному отсутствию общественного транспорта, в таком случае многие выберут личный автомобиль в том числе и для трудовых поездок, и этот выбор в пользу «личного рая на колесах» происходит особенно часто, когда на улице плохая погода. Для увеличения скорости сообщения на самых загруженных улицах города вводят выделенные полосы для общественного транспорта и строго следят, чтобы легковые автомобили не препятствовали движению. В некоторых Европейских городах после пуска новой выделенной полосы для автобусов или новой трамвайной ветки впереди общественного транспорта следует автомобиль дорожно-патрульной службы и эвакуирует автомобили, которые мешают движению ОТ, или штрафует нарушителей — таким образом власти добиваются порядка.

— Могу ли я с пользой провести время в поездке? В первую очередь оно относится к продолжительным поездкам. Время, затрачиваемое на поездку, является важнейшим фактором привлекательности общественного транспорта, поэтому все транспортные модели придают ему большой вес. Можно ли пользоваться интернетом, читать книгу во время движения смотреть монитор и т.д. В этом вопросе затрагивается не только возможность доступа в интернет, но и освещенность салона, мягкость хода, удобство и наличие свободных сидений, излишняя вибрация.

Только после того, как общественный транспорт будет отвечать вышеуказанным требованиям, город сможет решить множество важных задач:

1. Увеличение пассажиропотока
2. Снижение транспортной усталости.
3. Снижение количества «трудовых поездок».
3. Снижение заторов в городе.
4. Развитие экономики.
5. Улучшение экологической обстановки.

Самое печальное, что в нашем городе стали снимать с маршрутов автобусы и менять их на частные маршрутки (газели), которые являются далеко не самым удобным и безопасным видом общественного транспорта — это прекрасно показывает статистика ДТП, заторы по вине маршрутных газелей, налоговые отчисления и т.п. Ввиду малочисленности нормальных автобусов и троллейбусов газели стали единственной альтернативой, которой можно уехать на работу и вечером с работы. Люди просто вынуждены ими пользоваться. Причем количество маршруток превысило все мыслимые и разумные пределы для областного центра и продолжает расти, заполняя полосы дорг. Приезжие удивляются такому количеству газелей в Омске и малочисленности и огромным интервалам обычного комфортного транспорта. На одних маршрутах газели заменяют Ситроены, ФОрды и Спринтеры, а газели тут же уходят на новые открывающиеся маршруты. Необходимо заменить их на комфортные автобусы большой вместимости, и люди поедут на нормальном цивилизованном транспорте с удовольствием, оставив свой личный автомобиль в гараже.

Еще меня интересует вопрос, почему маршрутные газели останавливаются вне кармана, тем самым полностью блокируя как перекресток, так и подъезд к самой остановке, часто останавливаются на пешеходных переходах для высадки/посадки пассажиров? Ведь это является грубым нарушением ПДД и приводит к образованию заторов. Почему их так плохо контролируют и позволяют вести себя таким образом?

Общественный транспорт в первую очередь должен быть удобным для жителей города, и только потом для администрации и чиновников — простая истина.



Комментарии

Быть без убыточным возможно,прибыльность не есть обязательное условие для ОТ.


    Возможно, но не обязательно. Потому как задача ОТ — людей возить, а не бабки сшибать. Поэтому если где-то поздно вечером на окраине автобус везет всего лишь одного пассажира, то это нормально. И ненормально, когда этот рейс отменяют из-за его убыточности.


1 2 3


Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: