Присоединяйтесь

Язычество

19 апреля 2013   14:56

Очень непросто дать определение такому многоликому понятию как  язычество. Первое, что приходит в голову – многобожие. А так как уже и неверующие, знают, что Бог – один, отсюда следует, что поклоняются язычники не Богу. А кому?.. На этом основана  многовековая борьба христианства и язычества.

Но есть и другая сторона этого явления. Язычество – это поиск Бога народом, его младенчество в обретении веры. Священное писание повествует о том, что Адам знал Бога, ходил «пред очами Его», согрешив, был изгнан на Землю и до конца жизни плакал о потерянном рае. Постепенно человечество совершенно утратило память о Боге и начало творить себе кумиров-истуканов. Рождением, жизнью и крестной смертью Христа Господь открывает путь человеку к восстановлению отношений с Собой и обретению бессмертия. С этого момента заканчиваются слепые поиски Бога людьми, и начинается история богооткровения и богопознания. Апостолы Христа разносят эту весть всем. Те народы, которые не услышали или не захотели слышать благую весть, а продолжили самостоятельные поиски «своего бога», стали называть варварами или язычниками.

Языческая Русь

Что мы знаем о ней? Намного меньше, чем о языческой Древней Греции, выразившей себя в мифотворчестве, философии, поэзии, искусстве. Древняя Русь не имела письменности, жила в лесу обособленно от цивилизационных потоков. Но это — детство нашего народа, а о детстве воспоминания светлые.

Первые сведения о Руси, как о государстве приходятся на начало IХ-го века. Русь – это подвижный союз славянских племен на территории Новгород – Муром – Киев. Во главе каждого племени – вождь (князь), он имеет дружину, иногда исполняет жреческие функции, не является полновластным хозяином, а подчиняется народному собранию – вече. Русы занимались хлебопашеством, скотоводством, торговали пушниной, медом, были храбрыми воинами. Это время доклассовой социальной структуры на Руси, люди свободны и делятся на знатных и рядовых. Рабами могли стать только захваченные в плен иноземцы, но и их отпускали через несколько лет. Князья имели гаремы, любили поесть и попить, но зависели от народа, а значит — не обижали. У каждого славянского племени был свой главный бог, и свой нрав: поляне (киевляне) были «кротки и стыдливы, имели брачный обычай», «древляне жили скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды», «родимичи, вятичи и северяне жили в лесу, как звери, срамословили при отцах, устраивали игрища между селами, сходились на пляски  и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены».

 Языческие боги много от людей не требовали, при какой-нибудь общей беде приносились в жертву юноша или девушка, так ведь без жертв нет истории человечества. В общем, жили – не тужили, как говорится, не хуже других. Но детство рано или поздно заканчивается.

Языческие реформы по объединению Руси

Перед Русами становится задача укрепления, а значит жесткого объединения кривичей, полян, древлян, дреговичей, радимичей, северян, вятичей… в государственную структуру, и выработка общих ценностей. Первая религиозная реформа была осуществлена в 944-м году киевским князем Игорем. Он провозгласил  бога полян (киевлян) — Перуна верховным общеславянским богом, но через год Игорь погибает, а с ним и его реформа. Внук князя Игоря — Владимир в 980-м пытается вновь возвеличить Перуна, но уже более осторожно. Киев объявляется центром восточного славянства, где Перун ставится в окружении верховных богов других славянских племен: «и поставил идолы на холме…деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь». Но племена, считают своих богов униженными, и сопротивляются: в Новгород отправлен Добрыня «постави Перуна кумир, и жряху ему люди новгородстеи акы богу». Словени, кривичи и родимичи поднялись на антикиевские восстания,  «заратишася» и вятичи. Реформа вместо единения привела к межплеменной войне.

Крещение

Русь объединяется в 988-м Крещением. Как сообщает летопись, это произошло после длительных разговоров с послами от различных вер, созывом бояр и старейшин на совет, обсуждением вопроса при «всех людях», т.е. на вечевом собрании Киева, избрания десяти «мудрых и славных» мужей, которые пошли в разные страны и «разузнали, кто как служит Богу» и чей закон принять. Кроме того, с православием киевляне были уже знакомы: полтора столетия назад киевский князь Аскольд обращался в Византию с просьбой прислать епископа, православной была княгиня Ольга, правящая Киевом два десятилетия, она же во время правления ее сына – князя Святослава не переставала уговаривать его креститься. К моменту Крещения на киевской земле было достаточно христиан, и, прежде всего, из знати. А потому, чтобы народ Киева пошел к Днепру, достаточно было призыва князя.

12 сыновей Владимира крестятся и направляются в качестве князей-посадников в различные города будущей Руси, это сопровождается крещением местного народа. Христианизация шла как часть политической реформы по подчинению Киеву других славянских племен, и встречала активное сопротивление населения. Так, направленных в Новгород воинов во главе с тысяцким Путятой встретило пять тысяч новгородцев «не дати идолы опровегнути», они «оступиша Путяту, и бысть между ними сеча зла». Чтобы отвлечь новгородцев от битвы, Добрыня приказывает зажечь их дома. Люди кинулись тушить пожар, сражение прекратилось,  Добрыня «идолы сокруши, древянние сожгоша, а каменные, изломав, в реку ввергоша; и бысть нечестивым печаль велика». Здесь же летопись сообщает, что разъяренные новгородцы «церковь Преображения господня разметаша и домы христиан грабляху», то есть в Новгороде еще до Крещения спокойно существовала  православная церковь. Поэтому народное сопротивление насилию Киева, трактовать исключительно как антихристианский бунт, будет неверно, но о массовом добровольном крещении тоже говорить не приходится.

Духовное преображение

Начало одиннадцатого века – время духовного всплеска Руси. Появляется письменность, первые каменные архитектурные сооружения, идет массовое строительство городов, развиваются ремесла, появляются первые литературные произведения. Свод законов «Русская правда» закрепляет  христианское правосознание. Меняется мироощущение. Владимир распускает гарем и живет в православном браке. Летопись передает, что он отказывается приговаривать людей к смертной казни, и епископам приходится увещевать его к исполнению княжеского долга. Сыновья Владимира, князь муромский – Глеб и князь ростовский – Борис, по-христиански предпочли быть убитыми, но не стали участвовать в междоусобной братоубийственной войне. В течение ХI и ХII веков идет спокойное обращение народа в православие, крещенные и язычники сосуществуют. Затем наступает время христианского подвижничества, и имя Святая Русь навсегда закрепляется за Россией.

Удивительно преображение народного духа. В былинах  и сказках, сложившихся в ХI – ХIII веках, народ успел переработать свой языческий опыт. Ведьма, из женщины, которая обладает опасными знаниями и потусторонними связями, которую уважали и опасались, превращается в бабу-ягу с довольно простоватыми трюками по заманиванию людей на погибель. Бессмертный кощей, который заведует царством мертвых и очень любит похищать чужих невест, оказывается смертен и достаточно труслив. Лесной народ уже не боится лесных чудовищ, а по-христиански относится  к ним как к нечести, мало того, пытается использовать способности нечистой силы в добрых делах (соловей-разбойник). Образность византийского православия накладывается на образность языческую, и одухотворяет ее. Дохристианский Новый год, сопровождавшийся весельем, играми, пирами, жертвоприношениями в честь бога Солнца, переосмысливается и входит в годовой круг православия, как Масленица. Православная масленица предшествует началу Великого поста, людские жертвы христианскому Богу не нужны — Он принес себя в жертву; от мясной пищи отказываются, а угощают блинами с просьбой о прощении и примирении; свадьбы, традиционные для язычников в это время, переносятся на пасхальную неделю, названную Красной горкой. Юный православный народ с самоотверженностью перенимает от Византии и обычаи, которые трудно выполнять в суровых условиях — крещенские купания и продолжительные посты, но несет это как малый подвиг перед Богом. Русские хлебопашцы стали называть себя крестьянами и носить рубахи, по крою подобные священнической. Складывается русская народная культура.

Современное язычество

Как и в другие времена, оно возникло на почве поисков Бога. Бытовое язычество захлестнуло город: с экрана «Акмэ» – гадалки с картами в руках, на всевозможных дамских тренингам, женщин обучают науке обольщения, приворотам, заговорам, серьезные мужчины не чураются узнать свою судьбу по гороскопу в «Коммерческих вестях».

В городе действует около десяти неоязыческих обществ. Обращает на себя внимание, что все они горожане и надолго сливаться с природой не хотят. Для теоретического обоснования нет научной базы: славянские племена не имели общей религиозной практики,  письменных источников нет, потомственных хранителей языческих традиций  нет. Приходится фантазировать. Так на обосновании необходимости «Окунева», я услышала от Александра Немчининова, что пушкинская Арина Родионовна была сказочницей-язычницей, а Петр I отрезал бороды не священникам, а славянским жрецам. Есть еще «Велесова книга», которая признана фальсификацией. Но главная стратегия — неоязычники пытаются приватизируют народную культуру.

Для верующего сознания понятно, кому они поклоняются, но оставим религиозный аспект. Князю Владимиру не удалось объединить страну на основе язычества. Почему?  

В отличие от христианских заповедей – не убий, не укради, не прелюбодействуй, почитай… которые  созвучны человеческой душе, исполняя  их, народ радуется, что «он хороший» — языческое «слияние с природой» на практике  приводит к культивированию страстей и животной природы в человеке. Страсти не созидательны, человек деградирует, объединение людей на эмоциях кратковременно. Кроме того, как и тысячу лет назад, в основе каждого неоязыческого движения – отдельная идеология. Например, в Омске есть организация «Славяне – основа белой расы». Допустим, мы докажем себе, что это верно. А дальше что? Нацизм.

Россия – крещеная страна. И как крестившийся человек не может сказать, что он некрещеный, так и страна не может вычеркнуть этого факта из своей биографии. Конечно, крещеный человек может вести себя как некрещеный, но за это он понесет наказание и большее, нежели некрещеный человек. В беседе с фарисеем Никодимом, Христос говорит: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Дух, который сошел на Россию в таинстве крещения, не покинет ее.

 



Комментарии

«Конечно, человек может вести себя как некрещеный, но за это он понесет наказание и большее, нежели некрещеный человек.»
Кто накажет, Людмила? А кто накажет некрещеного? А что делать субъекту Российской Федерации, республике Татарстан, например? Входит в состав «крещеной» России, а исповедуют ислам? А кто накажет австралийского аборигена, он-то вообще не в курсе Ваших теорий. Или Ваш пост только русских касается?


    Я полагаю что пост касается только русских. Мусульмане и папуасы как-нибудь без нас разберутся. Что же касается методов и способов наказания — так это к Ф. М. Достоевскому, роман «Преступление и наказание»


Меня пугают последние последние вещи, таорящиеся в этой деликатной сфере. Так, например, уже вполне официально говорят о том, что пресловутая защита чувств верующих, оказывается, будет касаться не всех )))) т.е. вера чувства православных закон будет защищать, а чувства католиков — нет. Но это же самый настоящий звиздец!


    Добавлю — пугаться не надо, а нужно действовать скальпелем точно и решительно, как хирург. Традиционные религии никто трогать не собирался и, по-моему не собирается. А вот всякого рода секты проверять необходимо. Помню как в начале 90-х вечером, по первой программе радио, выступал проповедник Аум Сенрикё. Вот чувства верующих этой секты защишать не надо бы.


patriotу. Имеется ввиду: «Крещеный человек может вести себя, как некрещеный, и крещеный народ может вести себя как некрещеный. Может, но за это будет наказан».
Мне казалось, что это понятно,сейчас поправлю текст.
По Татарстану.
Для любого религиозного сознания заповедь Бога выше закона госудаства. Поэтому государству не все равно во что верят его граждане. На этом основана защита традиционных ценностей и ограждение граждан от религиозной проповеди извне. Подрыв государства может осуществляться через организацию «проповедей» диструктивных культов.
В Татарстане традиционная для России религия, конфликта здесь нет. Мусульмане ведут себя как мусульмане.


Игорь, думаю, деликатные темы должны обсуждаться после изучения. Весной интернет был встевожен письмом митрополита и запретом «Проводов зимы» в день весеннего равноденствия. Вы постоянно мне пишите о язычестве в обрядах православия. Я достаточно объемно постаралась раскрыть тему. Но обсудить вы хотите закон о защите религиозных чувств…
А справимся?
Как я понимаю, закон должны принять до конца года. Сейчас действует закон Ельцина-Клинтона «О свободе совести и религиозных объединениях» 1997-го, который снял какой-либо контроль со стороны государства по регистрации религиозных организаций. Сейчас все эти мармоны, белые братства, последователи муна завалят суды своими жалобами на оскорбление их чувств. Как прописать закон я не знаю.


    так уже обсуждают вовсю. И все давно прописано. В Конституции прописано. Все равны, там написано.

    Не играйте с огнем, Людмила. Если примут закон, который ущемляет права большинства — это будет не закон, а фашизм. Более того, этот закон будет защищать какую-то избранную кучку — это на каком основании-то? Это ж дебилизм, что Иисуса у протестантов не будут защищать, а Иисуса у РПЦ — защитят. потому что уже четко написано что защита подлежат чувства граждан, принадлежащие к «религиозным объединениям, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России».

    Вы что там творите!??? Вы что, хотите сказать, что Бухольц и Ко — это вне исторического наследия??? Людмила, Вы доиграетесь с огнем, ох, доиграетесь…


Игорь, вы мне льстите…не преувеличивайте мою значимость… я не принимаю участия ни в написании закона , ни даже в его обсуждении. Если написано так, как вы говорите, то что вы боитесь за Бухгольца. Я не знаю о его религиозной принадлежности, но лютеранская кирха в Омской крепости была построена в 1792 году и до советского времени действовала.


    верно, 200 лет действовала, а теперь окажется «вне исторического наследия». При этом чисто языческий буддизм окажется — «в историческом наследии» )))) Как и главный противник христианства — ислам… Воистину, чудеса твои, Господи!


Игорь, я вас не пойму. Вы говорите, что там написано, что будут защищаться чувства «религиозных объединений, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России». И сами же делаете вывод, что лютеранство не будет защищено.
Насколько я знаю в проекте перечислены четыре основные российские конфессии и добавлено «и других религиозных объединений». Эта размытая трактовка вызывает недовольство в том числе и со стороны Русской православной церкви.


    ну, про эту добавку я не слышал. А что за недовольство со стороны РПЦ? Прекрасная формулировка, учтено все


      Православная церковь так не считает. Как говорится, что немцу хорошо, то русскому — смерть.
      Так что продолжайте пугаться.


        РПЦ в конституцию давно заглядывала? Людмила, удивительные дела. До революции у нас одна РПЦ, а сейчас, увы, другая церковь у нас православная. У иероманаха(!), даже не у священника, суд арестовал 3 авто, самое дешевое из которых стоит 3 млн. рублей. Цитирую и смеюсь: «на православном деловом человеке всегда лежали огромные социальные расходы: богатство для православного – божье тягло». Вот я сижу и вижу, летит такой православный на «божьем тягле» в 500 лошадей, а в гараже еще 3 стоят. Тягле, кстати, сделанном руками ненавидимого протестанта ))))

        И такое лицемерие, Людмила, от «вашего брата» я слышу море. Правда, к счастью, есть и среди православных люди, которым я готов поклониться в ноги пока они есть, во мне теплится надежда, что все там наладится, рано или поздно.


          Эх ребята, когда же вы избавитесь от этого юношеского максимализма?
          По-вашему надел человек рясу – и сразу стал святее папы. Так не бывает, многие идут в священники и из корысти. И таких необходимо своевременно изобличать, но не всегда это удаётся. Помню ещё при социализме я попытался затеять дискуссию в Загорске с выпускником духовной академии. Всё напрасно, парень снисходительно игнорировал мои каверзные вопросы и при этом бережно поглаживал своё уже хорошо заметное брюшко. Он был даже в мыслях очень далёк от мирской жизни, её проблем и мысленно уже представлял себя раскатывающим на чёрной Волге в одном из приходов. Но при чём здесь наша православная церковь с её великой тысячелетней историей, намертво связанной с историей нашего народа?


            Виктор, Вы, видимо, мой последний абзац не заметили… И насчет корысти. Я понимаю — бютюшке могли что-то подарить, митрополиты, патриарху. Но, так через так — откуда у ИЕРОМОНАХА 750 БМВ, ML и G500???? Там Охлобыстин, в общем-то слил этого товарища, объяснив, чем он занимался в головной РПЦ. Это ненормально, это удар по партриарху и церкви. И этому попстительствуют иерархи. А это означает, что они — точно такие же (((


              Здесь я с Вами согласен — было бы очень полезно для всех, если бы служители РПЦ вслед за правительством перетрясли свои ряды с целью выявления хапуг и шкурников. Такое мероприятие прозвучало бы для народа куда более убедительно чем пару десятков молебнов.


«В Конституции прописано. Все равны, там написано». Что прописано в Конституции, кто равен?
«главный противник христианства – ислам…» Откуда такие выводы?
Как я понимаю, когда в российских городах, таких как Москва, идет активное строительство мечетей — это плохо, но мечети на традиционно мусульманских территориях России — это хорошо. Во времена, когда размываются ценности, мусульмане их сохраняют, это важно для государства.


    Да, мы русские должны брать пример и с мусульман, и с иудеев в сохранении верности вере отцов и традициям.


      Недавно где-то услышал мудрую фразу: вера людей объединяет, а церковь — разъединяет.

      ЗЫ. Игорь, сейчас все законы принимаются в расчете на их конкретное узкое применение, так что Ваше беспокойство совершенно напрасно.


        какое узкое примение? Чтобы 10% товарищей указывали мне как жить?


          Нас с Вами для них не существует.


          Игорь, поясните пожалуйста, откуда эти 10%? Правящую партию вроде бы большее число народа избирало. И ещё вопрос — какой процент товарищей для Вас достаточен, чтобы Вы приняли их указивки к исполнению?


            10% — это, по-моей оценке, число тех, кто может считаться верующим. Всех конфессий.


              Понятно, спасибо. Но я уже говорил, что правом законодательной инициативы эти 10% не обладают. Так что Ваши опасения напрасны. А как с моим вторым вопросом?


                dura lex…


        ДОКИНЗ:В британском журнале MENSA было как-то опубликовано одно метаисследование, объединяющее 43 различных изыскания о том, как соотносится образование, интеллект и религия.
        Оказалось, что чем умнее человек, тем выше вероятность того, что он окажется атеистом.


Людмила ты веришь? Или знаешь? Скорее всего бредишь.Ты кто апостол. Проповедник. Поп.Куда ни глянь ,все верующие. В кого веруете? Всеобщая шиза! И ты туда же.


    Шиза это ты, Юрий


Конечно, Игоря волнует не судьба лютеран во главе с Бухгольцем. Кстати, отряд Бухгольца в основном состоял из казаков и они несли одну походную церковь, а не две, и первая церковь в крепости — Сергия Радонежского, и только через столетие появляется лютеранская. Так что, возможно, Бухгольц был крещеным. Но надо спросить.
Его волнует судьба идеологического десанта 90-х.


    Лютеранская деревянная церковь в первой крепости появилась в 1721 году.


Повторюсь, государству не все равно во что верят граждане, так как подданный может изображать послушание, но в критический момент, если требования государства противоречат его религиозным убеждениям, верующий выберет убеждения.

Речь не идет о защите православия и его друзей. Известно, что догматы иудеев и православных по многим вопросам противоположны (говорю о иудеях, а не о евреях, которые могут быть и православными, и атеистами). Так для иудея, богатство – признак угодности богу, а нищета – признак греховности, потому иудей не будет проявлять «милость к падшим». Но мы живем столетия в одной стране, и как-то приспособились. Государство до революции регулировало отношения между православными и иудеями, защищало православный бизнес, т.к. на православном деловом человеке всегда лежали огромные социальные расходы: богатство для православного – божье тягло. Если русский купец вступал в деловые отношения с иудеем, он понимал, что слово чести здесь не подойдет, так как понимание о чести разное.

И вот в любимые 90-е переходят границу протестанты всех мастей. Под флагом Христа, значит – свои, только богатство – это добродетель, и бог у каждого в душе. В России провозглашается обогащение и индивидуализм.

Если князь Владимир не смог десять верований объединить в одно, как объединить эгоистов с их индивидуальными «богами», ценности которых могут быть не просто противоположны, а еще и не обозначены: «индивидуальный бог» может периодически менять пристрастия, кто ему запретит.


    Государство, к счастью, не выжило их ума, в Конституции все четко записав. Это я про «Повторюсь, государству не все равно во что верят граждане». И вот если государство вдруг возьмет, и попробует учить людей как и во что им верить — вот тогда будет конец государства!


1 2 3 4 16


Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: