Присоединяйтесь

О мощах

20 июня 2012   10:42

В Омск привезли мощи Александра Невского.  Сегодня будет крестный ход, а до 23 июня любой желающий может прикоснуться к ним в Успенском соборе. И опять встает вопрос — что же это такое? Почему православные поклоняются высохшим частям тела давно умерших людей?

Вот как объясняет этот обычай Иоанн из Дамаска http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera4_15.html:

Святые сделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога: вселюся в них и похожду, говорит Бог, и буду им Бог (II Кор. VI, 16). Праведных души в руце Божией и не прикоснется их смерть (Прем. Ill, 1), говорит божественное Писание. Ибо смерть святых скорее есть сон, чем смерть. Они утрудшиася в век и живи будут до конца (Пс. XLVIII, 9 — 11) И честна пред Господем смерть преподобных Его (Пс. CXV, 6). Действительно, что может быть честнее, как быть в руце Божией? Ибо Бог есть жизнь и свет, и находящиеся Вруце Божией пребывают в жизни и свете. Что через ум Бог обитал и в телах святых, (об этом) говорит Апостол: невесте ли, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святого Духа суть (1 Кор. VI, 19). Господь же Дух есть (II Кор. III. 17). И аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (Кор. Ill, 37). Поэтому, как же не почитать одушевленные храмы Божий, одушевленные жилища Божий? Святые — живы и с дерзновением предстоят пред Богом. Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается (в этом)! Ибо если. по воле Божией, истекла в пустыне вода из крепкой и твердой скалы, а для жаждущего Самсона — из челюсти ослиной, то ужели невероятно, что из мученических мощей истекает благовонное миро? Никоим образом, — по крайней мере, для тех, которые знают могущество Божие и то, какой чести удостаивает Он святых. По закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые.

 

Я лично не могу принять всего этого. Более того, мне абсолютно непонятен смысл данного обряда поклонения.  Ибо было сказано:

Матф.4:10 Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.

А еще было сказано:

1Кор.4:6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано…

Писание не делит мертвые тела на святые и простые. И уж тем более  в Писании Бог в страшном сне не мог агитировать служить и поклоняться кому либо, кроме себя. Кроме этого, Павел прямо настоятельно просит нас: не мудрствовать сверх написанного в Библии.

Впрочем, каждый сам решает, во что ему верить и верить ли вообще.



Комментарии

…каждый выбирает по себе: женщину, религию, дорогу…


    Любая религия нуждается в подкреплении веры в потустороннее чудесами. Одно из чудес — мощи, т.е. остатки человека, не тронутые процессами гниения. Причины этого явления до сих полком однозначно не определены.


      полком = толком.


      Арт, Вы о чем? Египетские мумии видели?


        О том, что далеко не всякий человек имеет достаточно интеллекта для того, чтобы пообщаться с Богом без живых или неживых посредников.


          собственно для этого интеллект не требуется вообще. Веры не хватает, это может быть. Укрепляют ли ее высохшие кости…


          вот тебе раз. те человек 21 века не может , а непонятные ребята до н.э. отлично могли ))


            Во-первых, абстрактное мышление свойственно только человеку, во-вторых, монотеизм, требующий именно такого мышления до н.э. был эпизодическим и неприемлемым явлением, а в-третьих… очень многие наши современники не в состоянии объяснить даже солнечное затмение.


              Ну, это же не повод лобызать там всякое…


                Дык не лобызайте!!! 🙂


                  И, кстати, РПЦ говорит о том же. Но, увы, кто это знает..


                    Да Вас это что так беспокоит? Или… не проходите мимо? 😉


…дьволу служить или пророку, каждый выбирает по себе…..


В русской традиции чаще говорят Иоанн Дамаскин.


    Ну, на мой взгляд, это неправильно.


Во-первых, подмена терминов. Православные христиане как правило говорят не о поклонении, а о почитании мощей. Пример: http://www.pravmir.ru/pochitanie-svyatyx-moshhej/

Телам мертвых вообще принято оказывать уважение: не выбрасывать на свалку, не скармливать свиньям, а хоронить с соблюдением погребальных обрядов и традиций. Захоронения близких людей почитаются их родными как место памяти о тех, кто ушел из жизни, но остался в памяти и сердце. Что же удивительного, что останки святых и праведных людей почитаются христианами спустя иногда даже века после их смерти? Иоанн Златоуст писал, что мощи являются напоминанием о подвигах святых и их вид должен призывать верующих к подражанию такой же жизни. Сам Господь многократно являл чудеса именно через мощи святых праведников.

Во-вторых, вопрос о почитании мощей не раз на протяжении нескольких веков становился предметом рассмотрения на церковных соборах. После всестороннего обсуждения такое почитание признавалось уместным и даже необходимым. А надо сказать, что одно из отличий православия от протестантских церквей в том и состоит, что последние выражают мнение одного или нескольких вероучителей (почему таких церквей тысячи, хотя Священное Писание у всех одно). Православное же вероучение основано на решениях семи Вселенских соборов, на которых представители всего христианского мира в течение нескольких веков обсуждали важнейшие богословские вопросы и выработали единую позицию.

Наконец, в-третьих, кроме Священного Писания есть еще и Священное Предание, которое две тысячи лет хранится и передается в Православной церкви. Новый Завет состоит из книг четырех Евангелистов и посланий пяти Апостолов. Между тем Господь направил распространять христианское учение 12 апостолов и 70 других учеников. Если большинство из этих учеников Спасителя, лично Его знавших и от него воспринявших вероучение, не оставили письменных памятников, то от этого их свидетельство не стало менее ценным и значимым, чем собственно дошедшие до нас тексты Священного Писания. Берущее начало от них Священное Предание, веками хранимое и передаваемое из уст в уста, также легло в основу православной доктрины.

В этом еще одно ее отличие от протестантских вероучений, которые Писание признают, а Предание отвергают. Однако отрицать его, признавать только письменные тексты — это все равно что пытаться научиться профессии лишь по учебникам, избегая перенимать опыт от мастеров своего дела.

При этом надо заметить, что обычай почитания мощей уже в III веке упоминался как древний, а потому, вероятно, восходит ко временам апостольским или непосредственно за ними следующим, когда великое множество мучеников пострадали за веру Христову, оставляя знавшим их воспоминание об их подвигах и естественное желание почтить их память.


    я ж не мешаю. Только сврю личную позицию обозначил. Ну, а знак равенства между уважением телам мертвых и почитанием мощей пусть останется на Вашей совести


Я уже писала,бог должен быть в душе,а не в храме,но если кто-то только так может укрепить свою веру,пусть так…А Александр Невский был великим человеком и чисто поклониться ему именно поэтому поводу почему нет,если есть время и желание.


    У меня в ЖЖ православные меня поправляют — почитание, а не поклонение. Но вот ведь паралокс, не различает 90% якобы православных этих вещей. И это страшно. Нельзя поклоняться Невскому, если Вы православный. Если просто атеист вошел и поклонился — это пожалуйста


      Поклониться — отдать поклон.это же не значит лбом пол продолбить.А поклоняются многим великим людям и страшного в этом ничего нет,не надо драматизировать.


        Я не драматизирую. Если Вы — неверующий, то нет проблем. А если верующий — это грех, см. выделенное мной в посте


          Эдак Вы очень скоро в ярой борьбе за чистоту веры докатитесь до требования сжечь церкви (как рассадник идолов), сжечь святые писания (как предметы поклонения) и запретить нательные крестики (как суеверия).


            ни в коем случае. Пусть чего хотят, то и делают


«Писание не делит мертвые тела на святые и простые. И уж тем более в Писании Бог в страшном сне не мог агитировать служить и поклоняться кому либо, кроме себя. Кроме этого, Павел прямо настоятельно просит нас: не мудрствовать сверх написанного в Библии.»

Игорь! Вот вы так хорошо написали, про «поклонение», а чего вас так за живое взяло выступление Пусси? Если они обращались к Богородице???


    В сотый раз отвечу, мне не трудно. То, что я видел — это не обращение к Марии или еще чего. Это, скажем так, глумление и хула


      Игорь, Вы уже догадались, каким грехом сейчас страдаете из указанных в заповедях? 😉


        да знаю я. Каждый раз молюсь, но искушение, такое


          А следовать разве не проще? 😉


            намного труднее. Вроде стараешься, а потом, хлобысь…


      В чём «глумление» и «хула»??? В словах -«п… прогони, Богородица»???
      Дико, что обычные граждане пишут- «пусть посидят»!((( Может и в ваших постах СК увидит «хулу»??? Только я вас не пожалею.


        «В сотый раз отвечу, мне не трудно.»

        очень жаль. Поэтому вам и не быть Мэром. Мелко плаваете.


          больше не буду, мне не жалко


        Да, кстати, можно выпускать, думаю, 3-х месяцев достаточно


Да, увы, убедился, что Макс БМ — поддельный. Жаль.




Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: