Присоединяйтесь

Ложь, большая ложь и статистика про экологию Омска — 2

19 мая 2020   10:00

По сетям интенсивно распространилась информация «…по плачевным итогам «карантинных» замеров воздуха в 12 городах из проекта «Чистый воздух»…». И есть среди этой дюжины наш Омск, который, как мы уже привыкли, оказался не такой как все: вместо ожидаемого снижения, загрязнение воздуха увеличилось.

Не буду разбирать описанную методику очень подробно, укажу только на некоторые очевидные косяки и ляпы, показывающие, что этот анализ не может быть научным исследованием. А в конце остановлюсь на выводах, которые могут последовать за такой «доказательной статистикой».

Аналитики от сми пишут «... Учитывая, что транспорта почти нет, а погода стояла относительно теплая, дрянь в воздухе обеспечивали предприятия. Это ощутимый пинок по губернаторам, уверявшим, что все зло от машин и печек» .

Спросите, что здесь не так и в чём опасность? Отвечаю.

Уже давно и регулярно указываю на то, что система мониторинга загрязнения воздуха в Омске сделана очень плохо, как говорят в сети, «от слова совсем». Главный изъян — это отсутствие постов наблюдения вблизи дорог. Не буду вас заставлять читать пост шестилетней давности «Ложь, большая ложь и статистика про экологию Омска — 1» целиком, но вставлю небольшой фрагмент, абсолютно не потерявший актуальность, так как за эти годы ничего по мониторингу вдоль магистралей не сделано.

Сеть мониторинга в Омске — это вообще отдельный разговор (возможно в следующих постах под общим заголовком «Ложь, большая ложь и статистика про экологию Омска» я об этом напишу), но по отношению к загрязнению воздуха вдоль дорог следует понимать, что станции мониторинга практически не измеряют ничего вдоль основных магистралей… нет измерений и нет загрязнений… Ничего не напоминает такая стратегия?

Единственный пост наблюдения «Вблизи автомагистралей» расположен в Октябрьском районе на Космическом проспекте 18-а. На мой взгляд, не самая напряжённая магистраль Омска.

Тем не менее, ещё в 90-е годы проводились натурные измерения сертифицированной лабораторией Гидромета в районе Ленинградского моста, и было установлено превышение ПДК загрязняющих веществ в атмосфере в 10-15 раз. Вы только вдумайтесь в эту цифру — это в несколько раз превышает уровень загрязнения в рабочей зоне, где работники ограничены в пребывании и используют специальные средства защиты. А ещё молоко раньше выдавали «за вредность». Много нам омичам молока дают за то, что мы по городским улицам ходим?

Вот такие «нюансы», которые, кстати, отражены и в Генеральном плане Омска (см. Карту-схему 09.03), но только почему-то не учтены при развитии города и сейчас продолжается принудительное заселение самых опасных зон — в центре города вдоль дорог.

Вдруг откуда ни возьмись случается форс-мажор — ситуация, которую никто не мог предвидеть, — особый режим, предусматривающий сильное снижение количества выбросов от автотранспорта. Такой случай нельзя было не использовать для получения уникальных данных, о чём уже было сказано Новому Омску с указанием рисков:

«Идея о проведении измерений качества воздуха во время особого режима — здравая. Я её уже и сам давно озвучивал. Но всё зависит от цели. Правильным будет, если провести подробные измерения по состоянию воздуха в городе и сохранить их на будущее как базу. Когда жизнь нормализуется, нужно будет провести аналогичные исследования и сравнить результаты, чтобы не допустить ошибок в общей оценке — что и как влияет на воздух в Омске. Другого такого случая может и не быть. И если шанс упустят, то тогда придётся опираться только на модели, которые, кстати, так и не созданы до сих пор. Если вся программа по улучшению воздуха будет основана на моделях, а не на эксперименте, то результат будет неудовлетворительный. Глупо не использовать такой случай».

Случай использовали, проведя сбор разнородных данных от различных систем наблюдения: Гидромет дал данные с постов мониторинга, Роспотребнадзор и Росприроднадзор провели дополнительные измерения, в том числе, вдоль дорог и у садоводческих товариществ (жаль не опубликованы ни места замеров, ни результаты). Ещё учтены данные космического мониторинга. Итоги исследований обобщили в виде сводного обзора, часть которого об Омске можно посмотреть.

Если коротко, то зафиксирован рост загрязнения атмосферного воздуха в течении марта-апреля по взвешенным веществам и азотно-кислородным соединениям. Есть увеличения за этот же период на стационарном посте 5, который рядом с промзоной в Нефтяниках. При этом выявлен низкий уровень загрязнения, регистрируемый мобильным мониторингом на дорогах и в жилых территориях (конкретные адреса-явки не указаны) .

Ещё в отчёте написано: «Однако для целей оценки изменений качественного состава выбросов в атмосферный воздух на территории г. Омска необходимо проводить исследования атмосферного воздуха с учетом сравнения с предыдущими периодами до введения режима повышенной готовности«.

Всё верно, данные получены, нужно наблюдать дальше. Но нет, вдруг делается неожиданный вывод:

«Проведенный анализ показывает рост уровня загрязнения атмосферного воздуха в г. Омске, который обусловлен выбросами промышленных предприятий, о чем свидетельствуют превышения гигиенических нормативов по специфическим загрязняющим веществам».

А почему не сделать вывод, что увеличение загрязнения произошло из-за изменения природно-климатических условий? Ведь снег растаял, сухо стало, температура воздуха сильно изменилась. Вот вам и пыль — взвешенные частицы, которые накапливались в снеге всю зиму. Понимаю, что где-нибудь в Москве пыль и зимой бывает, но в Омске…

Или вот ещё «вишенка на торте» из упомянутого отчёта по результатам космического мониторинга:

«…показывает снижение в г. Омске выбросов диоксида азота с ростом и превышением их концентраций в течение режима повышенной готовности.

Вчитайтесь ещё раз, так как с первого раза по достоинству этот перл в связке с главным выводом не оценить: выбросы снизились, а концентрация повысилась… следовательно предприятия выбрасывают больше. Это шедевр аналитического мышления, подстать лучшим образцам социальных утопий: война — это мир, правда — это ложь…

Вывод по исследованию и опасения о последствиях

Что же можно сказать по результатам указанного исследования влияния особого режима на экологию?

1. Система мониторинга окружающей среды в Омске ещё хуже, чем казалась. Очевидно, что во время особого режима выбросы от автотранспорта снизились в разы, но это стационарными постами не зарегистрировано, так как они размещаются подальше от дорог — на расстоянии километров. И как может прибор, установленный во дворе с деревьями вокруг, уловить выбросы автотранспорта через несколько километров? Это был риторический вопрос.

2. Климатические особенности сильно влияют на состояние атмосферного воздуха. Это и так ясно было, но исследования ещё раз показали, что динамика атмосферы порой сильнее влияет на качество воздуха, чем сами выбросы (ещё раз адресую к перлу по результату космического мониторинга).

3. Предприятия не выполняют предписания об НМУ и вводят новые производства несмотря ни на что, а может быть и вопреки, используя общую ситуацию переключения внимания и смены повестки дня с экологических проблем на эпидемиологические. Утверждение предварительное и основано не столько на упомянутом отчёте, сколько на наблюдении за инцидентами с превышением химических загрязнителей в этот период.

И ещё об опасности именно для Омска вброса через сми и каналы про «ощутимый пинок по губернаторам, уверявшим, что все зло от машин и печек«.

Опираясь и ссылаясь на проведённые некорректные исследования, лица принимающие решения могут сделать вывод, что транспорт не влияет на загрязнение воздуха, и не будут выполнять мероприятий по снижению его воздействия. При этом в отчётах всё будет выглядеть замечательно, только омичи так и продолжат нюхать отравляющие вещества в опасных концентрациях вдоль дорог.



Комментарии

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело всё погубит,
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.»©
По-моему, это о нашем министре и его «префессиональной» команде.


Сергей! Рада вас видеть. Помню ваши предсказания о том во что превратится экология региона если запустят дамбу на Иртыше. — Ведь всё так и получилось.. Кошмар просто, преступление века — убили реку.


    Здравствуйте. Да, с рекой поступают плохо, но есть слабая надежда, что денег очередной раз не хватит и гидроузел так и не построят до конца.


      Сергей, НА ЭТО им денег хватило. Результат уже виден.


С.В. на Комическом (бывшая метеоточка №7) главные загрязнители не транспорт, а пром.предприятия, котельные, ТЭЦ5 и по розе ветров Северо западная промзоны. Приближенность к точке цеха подготовки резиновых смесей ОШЗ. Что можно было сделать перевод котельных на газ, Полежаев сделал. А вот вот команда Двораковского ( Тиль, Гамбург и пр.) раздали землю по застройку МКД (бывшая территория Полета), тем самым совершили преступление. В 80 годы 7 точка мерила 11 ингредиентов, превышение ПДК доходило до 1000 раз. Наблюдения надо улучшить, но это ничего не даст из-за нахождения жилья вблизи пром. предприятий и ТЭЦ. Кого сильно достает переезжайте на Московку-2.


    Потому я и говорю, что этот пост нельзя было относить к мониторингу выбросов от транспорта. При этом он единственный на весь город из этой категории. А то, что вместо зелёных насаждений появились стройки — это, конечно, очень плохо для людей с точки зрения экологии.


      Пост на Нефтезаводской у 6-го корпуса ОмГУ вполне себе дорожный


        Но он не имеет такой классификация, насколько я знаю. Кстати, на него в упомянутом отчёте от Росприроднадзора не ссылаются.


Уважаемый, Сергей Владимирович, с высоты вашего академизма, вам не кажется, что употребление жаргонных словечек (косяки) здесь не совсем уместно?


    Нет, не кажется. Это же блог, а не научное исследование. Каждый жанр имеет свой словарь используемых слов и словечек.


Вспомнил случай на Конева, разговор с Береговских А.Н. (Лунин А.И. стоял в сторонке). А.Н жаловалась на загазованность и шум от автомобилей, на вопрос, где она живет, оказалось здесь по-близости и не дорога, а междомовой проезд. А если бы А.Н. жила в одной из новых высоток на 70 лет? Вот только тогда до архитекторов доходит, как плохо жить рядом с транспортом. Поздно, ничего изменить нельзя.


    Да, ситуация не простая. Но ведь даже на 70 лет Октября можно, если хорошо подумать: электротранспорт, объезд, сужение дороги… Но это ещё мало понятно руководителям города… Вот в Москве уже понимают и меняют. Пример, конечно, не совсем адекватный по экономическим соображениям, но технологически москвичи постепенно справляются и с большими дорогами.


«но технологически москвичи постепенно справляются и с большими дорогами»…при помощи очень и очень больших денег)


)))это у же на ветке у Ивана Васильевича


А по теме: зачем властям дополнительные расходы? Это же надо будет потом как то исправлять. То, что всевозможные ПДК у нас превышены, известно и детишкам в школе. Упомянутая магистраль 70 лет Октября: я сразу прятался от нее в доме 15/1, тогда, как знакомый «урвал» именно в 15 доме, в аккурат у дороги. До сих пор затылок чешет, как Вася Уткин, — На кой!? А по вечному отсутствию в регионе денег, лишь добавлю, в ведомстве Шойгу их море, в том числе и у нас в области. Каждый год контрактники на тяжелой технике за Новоомским поселком мучаются перевалкой земли с одного места на другое. Тут тебе и мощные бульдозеры Т-130 (коих в хозяйствах районов в советские то годы было не больше десятка, а сейчас и подавно нет), самосвалы на базе УРАЛов, экскаваторы на базе КрАЗов…Говорю мужикам, -Из каких районов области вы здесь служите? Не обливаются слезами сердца, что до родных деревень автобусы скоро прекратят ездить с скорыми и пожарками? Улыбаются в ответ. Такая у нас добрая и терпеливая страна. Все знаем прекрасно и….улыбаемся(((


    Зачем дополнительные расходы? Чтобы не перестали улыбаться. Ведь могут, если уж совсем достанет.


Ну установят эти посты, как положено. Узнают, что не в 10 раз превышает, а в 12. Дальше по нормальной человеческой логике, надо ведь будет заниматься снижением выбросов!? А это огромные затраты. А этого столичные в отношении регионов, ох как не хотят. Самим на ежегодную разномастную плитку,говорят, не хватает денег. Это у нас президент, пока стерхов в полеты отправлял, вирусологом становился, и только,когда ОТиЗовцем стал, понял, что «надо что то в консерватории подправлять». А чиновники министерские этого еще ведь не знали.Регионы, как давно заведено,согласно требованиям московских чиновников, высчитали до секунд, кто сколько с Ковидом «работал», такие коппейки и запросили у Центра. Система «не ожидала», что в бункере, от скуки, человек возьмется за нормо-часы…норма -дни. А может страна после самоизоляции, к трудодням только и перейдет((( Может в бункере уже учебники по НЭПу штудируют. Тут точно не до улыбок)))




Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: