Присоединяйтесь

Как должна выглядеть нормальная концепция Любинского

13 февраля 2015   14:13

Одна из главных претензий, которые звучали в адрес нашей инициативной группы ЛУЧ, заключалась в следующем: «Вы критикуете предложенную концепцию, а как должна эта самая концепция выглядеть, не объясняете».

И хоть мы уверены, что альтернативную концепцию Любинского должны разрабатывать не мы, тратя ресурсы в ситуации, когда никто нас слушать не намерен, а профессионалы на архитектурном конкурсе, но хотя бы более-менее приближенный образец к тому, о чем вы говорим, показать стоит.

Наткнулся на днях на очень интересный документ от бюро Gehl Architects известного урбаниста Яна Гейла.

джордж стрит

Это концепция изменения George Street в австралийском Сиднее.

Только вот не надо сейчас начинать «ой, где Австралия, а где Омск», «вы что хотите Любинский пешеходным сделать и трамвай туда завести?». Не об этом речь сейчас, а только лишь о качестве концепции и качестве документа. Никто и ничто не мешает авторам нынешней концепции Любинского презентовать нечто подобное.

Во-первых, обратите внимание, что все элементы изменения подробно описываются. Вот, к примеру, улица тоже мостится в гранит.

гранит

В концепции объясняется, почему выбран именно гранит, что он дает, какие его виды будут использоваться, какая у них структура, как он будет стыковаться с рельсами для трамвая, который появится на улице вместо автобусов.

Во-вторых, авторы описывают контекст происходящего и те подходы, которыми они руководствуются. Рассматриваются, к примеру, стратегия развития города Сидней до 2030 – Джордж Стрит должна стать наглядным олицетворением заложенных в ней принципов – и планы создания общественных пространств.

джордж стрит1
«Что создает хорошую улицу? Широкие тротуары, качественное освещение, деревья и тень, открытые и активные фасады, уличная мебель, масштаб, соразмерный человеку, уличное искусство и культура».

Всё чётко и понятно.

Далее дается хороший анализ того, что из себя представляла улица изначально: перегруженность автобусами, плохие условия для пешеходов, шум, неработающие фасады, сколько людей проходит по улице днём и сколько ночью, какие показатели были за пять лет до этого. Приводится сравнение с улицами-аналогами и затем – семь главных принципов, положенных в основу концепции: ориентация на пешеходов, круглосуточная активность, ключевая ветка общественного транспорта, связь трёх крупных площадей и т.д.

джордж стрит2
джордж стрит3

Отмечается, что концепция увязывается с федеральной программой по развитию лёгкого рельсового транспорта (ЛРТ, трамвая), поэтому на ней появляется трамвай.

«Этот документ – схемы и картинки, а также положенные в его основу идеи – сделан для того, чтобы гарантировать, что 220 миллионов долларов, которые город планирует вложить в эту улицу, будут потрачены с умом и позволят достичь того общестенного блага, к которому мы стремимся» – пишут авторы концепции.

К слову, $220 миллионов – это примерно 6,5-7 миллиардов рублей по старому курсу. Учитывая то, что Джордж Стрит более чем в 3 раза длиннее Любинского (2,5 км. против 750-800 м.), затраты на эти улицы (6,5-7 млрд. против 2-2,5 млрд.) вполне сопоставимы.

Затем авторы описывают 8 пунктов своей концепции: трамвай, трамвайные остановки, мощение, деревья, уличная мебель, освещение, искусство и рубежи (между улицей и фасадами).

Про гранит я уже рассказал. А вот раздел про деревья. Каждый раздел сопровождается несколькими базовыми принципами, которые легли в его основу. Для деревьев это: 1) Создать уникальную и символическую улицу; 2) Создать легкую защиту от солнца, осыпающуюся в холодное время года; 3) Создать зелёную среду высокого качества; 4) Использовать те виды деревьев, которые ниболее пригодны для городских условий.

джордж стрит4

Что касается видов деревьев, в концепции конкретно говорится, какой из них будет оптимальным. Конкретно советуют посадить зелькву (это такой род деревьев семейства вязовых). Почему? Потому что она лучше всего подходит для городских условий в местном климате, потому что форма кроны не будет мешать инфрастуктуре, в частности, трамваю, потому что ее рекомендовали местные лесоводы.

«Этот вид деревьев еще не использовался в городе, поэтому он придаст улице уникальный облик».

джордж стрит5

Подробно описывается, какими будут саженцы, как деревья будут высаживаться, учитывая мощение и коммуникации. Опять же, всё понятно.

Немалая роль отводится фасадам, точнее их взаимодействию с улицей. Чтобы улица ожила в концепции предлагается открыть для внешнего доступа те фасады, которые являются неактивными и всячески поощрять местный бизнес создавать места на улице, где бы люди могли есть или просто отдыхать.

джордж стрит8

Расширение тротуаров не только сделает улицу более пригодной для прогулок, но и позволит создать множество мест, где люди смогут остановиться, отдохнуть, поесть или попить.

Ещё очень интересный раздел про оживление Джордж Стрит с помощью уличного искусства. Авторы, опираясь на всё ту же стратегию развития Сиднея, описывают, что на улице можно будет устраивать как масштабные арт-представления мирового уровня или фестивали паблик-арта, так и делать вполне локальные арт-объекты. Причем выделяются конкретные участки улицы, где каждое из этого может располагаться.

Главный лозунг – «Первоклассное искусство оживляет городские пространства». Кто-нибудь видел хотя бы намек на нечто подобное в концепции Любинского?

джордж стрит6

Ну, и наконец, самое главное, что есть в этой концепции – цель. Самое просто и очевидное – для чего вообще нужна эта концпеция и какие задачи она выполняет.

«Данная концепция основана на исследованиях, которые Gehl Architects, город и его консультанты проводили в течение прошлого года. В работе кратко описываются ключевые вопросы интерграции ЛРТ (трамвая) на Джордж стрит, а также даются рекомендации по созданию красивого, функционального и качественного общественного пространства».

джордж стрит7

Понятно даже самому непосвященному – делается трамвайно-пешеходная улица с инфраструктурой, привлекающей на улицу как можно больше людей.

А какая цель у концепции благоустройства Любинского проспекта, кто-нибудь может сказать?

Да никто не может сказать, потому что нет её. Посмотрите сами на материалы, которые нам показывали 6-го числа на градостроительном совете – ничего вы там не найдете.

Благоустройство или реконструкция это не цель и не задача, это процесс. «Создать бла бла бла удобное для всех категорий бла бла бла парковки» это не цель и не задача, это херня. Между тем, от ответа на этот вопрос – «Какова цель и задачи концепции благоустройства Любинского?» – зависит вообще всё.

Ведь как понять, какая концепция нам представлена – хорошая или плохая? Какие критерии? Критерий один – соответствие предложенных решений поставленным задачам. А как оценить решения, если мы даже задач не понимаем?

У нас задача пустить по Любинскому как можно больше машин? – Окей, тогда адски расширяем дорогу, вырубаем все деревья и оставляем пешеходам по метру с каждой стороны.

Или у нас задача как можно быстрее сделать так, чтобы там открылись магазины? – Тогда как сейчас отрезаем половину тротуаров и отдаем под парковки, разрешаем продолжать бизнесменам вешать на исторические фасады кошмарные вывески и пускать адовую аудиорекламу, ведь это привлекает внимание. Только надо понимать, что выглядеть это все будет как сейчас у Топаза или у дома Маркса 10 напротив Голубого огонька. Люди по такой улице не будут гулять в больших количествах, они будут быстро пробегать до нужного магазина, не задерживаясь. Мы этого хотим на единственной исторической улице?

По мнению нашей инициативной группы, цель концепции Любинского – создать красивое, функциональное и качественное пешеходное и общественное пространство. Именно это мы подразумеваем, когда говорим «Любинский, удобный для человека».

Когда пространство становится действительно удобным для человека, там появляются толпы гуляющих людей, причем независимо от времери суток и времени года. И это дает местному бизнесу в разы больше клиентов, чем просто две-три парковки перед входом. Если это, конечно, не автомойка и не кафе drive-thru.

Именно с этих позиций мы оцениваем предложенную сегодня концепцию и говорим, что это полный отстой.

Выше я привёл вам отличный пример того, как должна выглядеть действительно качественная концепция изменения улицы. А теперь взгляните еще раз на те картинки, что нам показывают и спросите сами себя: «Это правда то, что мы хотим сделать с самыми центральными улицей и скверами Омска?»

Новая Концепция5
«Но ведь чтобы сделать хорошую концепцию Gehl Architects проводили исследования целый год! А у нас 300-летие на носу!» – наверняка подумал кто-то из вас.

Послушайте, 300-летие пройдет, а улица останется. Сейчас Любинский и скверы делают на ДЕСЯТИЛЕТИЯ вперед, и здесь не может быть спешки.

Мы либо делаем всё по уму: тратим время, проводим открытый архитектурный конкурс, на который съезжаются самые крутые архитекторы России и даже мира (повторюсь, бюджет позволяет затащить сюда даже тех же Gehl Architects), и по итогу получаем самый лучший проект, который реально станет лицом города. Либо кровь из носа спешим к 300-летию, делаем за месяц то, что должно делаться год, и на выходе получаем ту убогую хрень, которую имеем сейчас.

И эту убогую хрень нам продолжают усиленно пропихивать с посылом «Жрите, что дают, омичи, а то и этого не дадут». 16 февраля будет областной градостроительный совет, где окончательно решится, утверждают нам эту концепцию или нет. Что-то мне подсказывает, что там не найдется достаточного количества членов, которые не захотят «жрать, что дают».

Неужели мы с вами не достойны лучшего?

Если считаете, что достойны, требование может быть только одно – ОТКРЫТЫЙ. АРХИТЕКТУРНЫЙ. КОНКУРС.



Комментарии

Ох , Гражданин , да причем тут ребята – строители ? К ним то какие претензии , к простым исполнителям ? Общаться с ними вы можете сколько угодно долго , но не они утверждают проект Любинского .


    спасибо что разрешили) утрвердит его завтра власть и правильно сделает потому что проект нормальный


я еще раз повторюсь здесь в этом блоге я не буду заниматься дешевым самопиаром как это делает акимов хотя бы потому что это его блог! Акимов пиарится на делах газпрома вот все его дела.


1 2


Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: