Присоединяйтесь

Мода как смертный приговор

02 апреля 2014   11:38

 

В конце марта этого года омскому Театру моды «ОбраZ» исполнилось 30 лет. Проговорив про себя это предложение во время праздничного вечера по случаю юбилея, я ненадолго выпал из круга происходящих на сцене событий: кажется, здесь есть о чем подумать.

Разложим предложение на составляющие  – «Театр моды», «30 лет», «Омск» – и посмотрим на их взаимоотношения. Начнем с «Омска». Омск – город, случайно появившийся на слиянии двух рек – Омь и Иртыш. Город с трехсотлетней историей, получивший свое промышленное, научное и демографическое развитие только благодаря Великой Отечественной Войне, когда в город были эвакуированы многие оборонные предприятия. После самоликвидации СССР  город с ускоряющейся динамикой начали покидать интеллектуальные, культурные, производственные силы. Остаток на сегодняшний день – некомпетентное руководство практически во всех сферах регионального и муниципального управления, люди встроенные в административную модель по принципу личного знакомства и партийной принадлежности, все ухудшающаяся экономическая ситуация в городе, отсутствие представления о позитивных перспективах развития Омска. От бессмысленной случайности возникновения города вернулись к бессмысленности дальнейшего существования Омска. Добавим трехвековую грязь на улицах, изношенные строения, убитые дороги – весь набор очевидностей, и задумаемся о Театре моды «ОбраZ».

Омск – город, где создается мода. Кафедра дизайна костюма Омского государственного института сервиса является едва ли не сильнейшей в России. А Театр моды  - уникальное явление в мировых масштабах. Мода – удивительный мир, который вбирает в себя и выражает через себя свое время полно как ни один другой вид творчества. Через моду мы можем прочитывать эстетический режим поколения, представления о сексуальности, гендерную проблематику, экономическое и технологическое развитие общества на тот или иной момент. Ну и конечно, мода – это футуристическое гадание на политику, то, как будет чувствовать себя человек в завтрашнем дне, и какой, соответственно, политический режим имеет возможность реализоваться. И мода всегда тесно до неразрывности связана с жизнью общества на всем протяжении человеческой истории. И вот, мало, что в Омске мода создается, здесь существует еще и театр, который, используя моду и телесную пластику, ведет со зрителем разговор о вполне близких каждому рефлексирующему существу материях. И существует такой театр уже 30 лет.

Появление театра связано с тем, что маркируется в истории словом «Перестройка». Для огромного количества советской интеллигенции и квалифицированных рабочих середина восьмидесятых стала временем надежд, чья энергетика освобождения, пробуждения индивидуального голоса вызвала небывалый творческий подъем. Творчество плохо переносит тоталитаризм. «ОбраZ» появился как раз на этой волне. Идея театра была стопроцентно оригинальной. И именно оригинальность дала такой мощный заряд театру, что вот уже несколько десятилетий театр сохраняет творческую энергетику. Но как много людей знают про этот театр?

Этот театр не является репертуарным. Мог бы, но пока не стал. Творческий взрыв восьмидесятых сменился разочарованием 93-го года, когда в Москве расстреливали парламент, а выборы как демократический инструмент  изменения политической ситуации приказал долго жить. Интеллигенцию и власть рвануло в стороны  еще сильнее, чем во времена так называемой внутренней эмиграции в СССР. Картина будущего тех, кто стал правящим классом и тех, кто создавал потенциал уже не существующей страны, были стилистически несочетаемы. Отсюда вполне понятно, что такой театр автоматически переводился в разряд элитарных явлений, ориентированный на элиту – 1, чье происхождение идет от полученного образования и внутренней культуры, элите 2 – политической и экономической – было не до интеллектуальных развлечений.

Театр «ОбраZ» остался студенческим театром, хотя мог бы иметь более значимую площадку и судьбу, но при условии, что мода в Омске существует не только как образование, но и как индустрия, как общий фон человеческих коммуникаций. Помните, как ярко одевались люди в 80-е, какими разнобойными были 90-е? Когда я говорю «одевались люди», то имею в виду некую заметную статистическую величину. А теперь выделите основную стилистическую составляющую 2000-х – 2010-х. Основной цвет – серый, покрой не важен, еще тренировочные костюмы. Мне кажется, что нет ничего более точного в определении характера жизни в то или иное время, чем мода. Серый и треники – исчерпывающая характеристика путинской России и особенно омского региона эпохи фольксфюрера. Гопники на кортах – вот идентификационный образ сегодняшнего дня. А все это время, пока уличная мода превращается в неразличимое, в Омске создается Мода, мода как идея, мода как утопия красоты жизни, мода, которую можно увидеть лишь на фестивалях и в Театре моды. «ОбраZ» – это еще и образ разрыва общественного организма, формирования самостоятельных нервных и сосудистых систем у каждой социальной группы.

В контексте фашизации страны, тенденции к контролю определенной группы людей всех сфер общественной жизни «ОбраZ» – это и своего рода протест и своего рода манифест. Манифест, который мог бы дать руководству региона, имей оно хоть малую часть заинтересованности в развитии Омска, базовые принципы, своего рода конституцию города будущего: Творчество, Образование, Эстетика, Диалог, Свобода. Это значит, что на ключевые роли должны выйти люди, чья жизненная позиция строится на этих бесконечно важных для всякого развития понятиях. Но не станем наивничать. «Серенькие» столь крепко вцепились в пульт управления страной и регионом, имеют колоссальную поддержку у своего, сидящего с «семками» на кортах, «электората», что реалистическим в ближайшем обозрении видится сценарий, когда элита -1 и элита -2 продолжат свои параллельные плавания, пока не уткнутся в песок истории. Тридцать лет истории театра «ОбраZ», как челнок от «совка» к «совку», кажется, не оставляет никаких надежд на то, что общественный организм обретет общие нервы и сосуды, а покрой будет иметь значение.

 



Комментарии

Фашизация населения – это, скорее некий химический процесс, изолированный исключительно в Вашем мозге. А вот дебилизация населения, судя по Вашим постам, действительно детектед )) Потерял к Вашему контенту интерес. Не трудитесь отвечать – Вы меня уже достаточно развеселили )))


    Дебилизация населения, как и любой способ манипуляции сознанием масс, является удобным способом их фашизации. Ты уверен, что УЖЕ не стал её объектом?


Признаться в последнее время, пропаганда правительства и региональная вполне овладела сознанием масс и повсеместно идет примерно как у Евгения «не трудитесь отвечать, я не желаю слушать и т.п.» все как у Пелевина в Генератионе, «зомбики» привиты от реальности и не желают в нее возвращаться, в придуманном мире им комфортнее и достоинство и мнение о себе, как «о хорошем и активном и умном», возрастает до небес.


1 2


Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: