Присоединяйтесь

Концептуальное искусство

19 ноября 2013   19:53

Поводом к написанию текста послужила художественная акция Павла Павленского, прошедшая у стен Кремля в День сотрудника органов внутренних дел МВД.

 

Как говорит Павленский, он повторил протест, который знаком зэкам. Акция длилась несколько минут, затем подошла полиция, его накрыли одеялом, вызвали скорую помощь, врач вынул гвоздь из тела художника, и увезли его в больницу.

В отличие от своих собратьев по цеху, таких как Марат Гельман, или группа «Война», чье творчество проявляется  в саркастическом издевательстве над чувствами других, и единственной целью является надругаться над максимально большим количеством человеческих душ, Павел Павленский издевается над собой. Зрительского шока он достигает через сострадание к своей боли. Несмотря на человеческое мужество художника-концептуалиста, его акция, в сравнении с вышеперечисленными «гениями современного искусства», не вызвала достаточного общественного резонанса. Пафос Павленского остался непонятен как приверженцам традиционных ценностей, так и гражданам либеральных симпатий.

Что есть искусство?

Искусство – это познание истины через творчество.

Классическое, как европейское, так и русское искусство, базируется на христианских ценностях. Истина – абсолютна, истина – есть Бог, и человек через творчество, науку, труд познает Бога. Для христианина абсолютны нравственные ценности, так как они есть заповеди Божьи. Любовь, дружба, семья, отношение к детям и детей к родителям понимаются однозначно. Человек немощен, он может путаться, падать, совершать множество глупостей. Счастье не всегда достижимо, но всегда желанно в единственно возможном варианте. Как говорил Толстой, все счастливые семьи похожи друг на друга.

Либеральные ценности имеют антихристианскую природу, и свои антихристианские заповеди. Примерно так:

- Добро и зло, т.е. Бог и дьявол равны, они часто меняются местами, и человек не может определить истину. Истина относительна, а значит, нет высокого и низкого, нет взлета и падений, нет добродетели и греха.

- Истин много, ни одна из религий не обладает настоящим Знанием, а потому они все имеют право на существование. Христианские и мистические культы уравнены, т.е. независимо служит человек Богу или сатане, он называется верующим. Предпочтение отдается дьявольским культам, таким как каббала, саентология. Введено понятие – толерантность.

- Брак уже не есть священный союз мужчины и женщины. Похоть, распущенность, извращение признаются как индивидуальность. Введен термин – гомофобия.

- Ребенок может появиться не от двух родителей, но и от трех. Зачатие новой жизни позволительно как на свиноферме. Что тут поделаешь, если Бога нет, то, как говаривал Чичиков, черт нас всех побери.

В центре классического искусства всегда положительный герой, которого автор вводит в безнравственные  ситуации, а тот обязан найти единственно верное достойное решение. Читатель или зритель, сопереживая герою, разучивает эти решения. Так два столетия русские девочки, примеряя на себя подвиг жертвенной любви,  повторяли вслед за Татьяной: «я вас люблю (к чему лукавить), но я другому отдана, и буду век ему верна».

Природа концептуального искусства разрушительна.  Это искусство одержимых мыслью Раскольникова «вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь я дрожащая или право имею …» Здесь не нужен талант, мало того, талант будет мешать, т. к. он созидателен. Единственно, что нужно концептуалисту, это нравственная высота, которую он берется низвергать. Как правило, авангардный спектакль ставится на основе классической драматургии, концептуальная выставка берет за основу нравственные символы народа. Чем выше они, тем больше протест общественности при обрушении, тем утвердительнее отвечает авангардист на вопрос – тварь он или право имеет.

 

Василий Блаженный

 

Пять веков назад по Кремлевской площади ходил голый человек. В 16 лет он принял на себя подвиг юродства. Это уникальное явление восточного христианства, когда человексознательно отказывается не только от жилья и любого имущества, но и рационального отношения к жизни, входит в мнимое безумие, и отдает свою жизнь на волю Божью. Юродивые, благодаря сильному внутреннему духу, сносили холод, голод, все, что им отдавали сердобольные люди, раздавали нищим. Высоко почитались народом и за нечеловеческую аскезу, и за дар пророчества, исцеления. Самое большое количество чтимых юродивых приходится на  ХVI век, когда жестко строится вертикаль Русского государства. Блаженные берут на себя роль социального служения, и силой духа обличают и власть, и простой народ в нехристианской жизни. Василий Блаженный почитался Иоаном Грозным, когда святой в возрасте 88 лет умер, его гроб нес сам государь. Легенда гласит, что во время казней в Новгороде Василий угощает Иоанна сырым мясом с кровью, обличенный царь останавливает свой гнев, и страшные явства превращаются в вино и сладкий арбуз. При строительстве Иоаном Грозным Покровского собора в честь взятия Казани, мощи святого были перенесены в собор, а в народе за храмом закрепилось имя Василия Блаженного.

Иванушка-дурачок, наша национальная любовь. У Василия Блаженного плоть подчинена духу, он вызывает не сострадание, а восхищение. У Павла Павленского форма юродивого, а на содержание духа не хватило.



Комментарии

Людмила Дебус
26 декабря 2013 в 21:03
Храм Софии в Киеве появился в христианскую эпоху Руси, возможно в Византии «13-ти куполов на столбах» и не было, только их не было и в «национальном русском жилище – клети, избе, хоромах, палатах и …дачах.»
————–
Терема в обязательном порядке обустраивались многочисленными башнями-смотрильнями, это и есть будущие главы русских церквей.


Людмила Дебус
26 декабря 2013 в 13:02
… большая деревянная конура….
—————————
В XIIв. выработался характерный русский тип одноглавого крестово-купольного белокаменного храма, с полукруглой главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны. В этих каменных сооружениях скрыто живет древний прообраз – простой четырехстенный деревенский сруб.


Вы сейчас говорите об особенностях русских в строительстве православных храмов. Наш народ никогда дураком не был, чтобы чужое слизывать…

Но вы лукаво уходите от обозначенного вами утверждения.
Сначала пытались русскую избу уравнять с Софийским собором, потом Софийский собор упростить до русской избы. Единственная польза – попытка найти подтверждения, что русская культура до христианства была великой. Но это невозможно.

Продолжу…


Существуют три точки концентрации христианства: Рим с 4-го века, Византия с конца 4 века, Киев (Москва) с конца 10-го века.
Рим породил великую Западную культуру, Москва великую русскую культуру, Византия исчезла в 15-м веке(но остались ее православные осколки – Греция, Сербия…)
Христианству предшествовал период язычества, который тоже что-то внес в развитие человечества. Так вот, христианская Византия возникла на культуре Древней Греции – концентрации мысли той эпохи.

Говоря о языческом периоде Руси, мы можем говорить о закладывании характера русских, навыков, привычек, но никак не о высокой самостоятельной культуре. Русские как этнос сложились в христианский период, и ее культура имеет православную суть.


    Античная мифология потеряла в Древней Руси культурное содержание и превратилась в понятие чисто религиозное, языческое, противоположное христианству. Упоминание античных реалий в древнерусской литературе сопровождалось безоговорочным осуждением «еллинской прелести». Выдернутые из контекста цитаты из античных философов представали подтверждением христианских идей, античные божества упоминались в качестве бесов в обличениях язычества…


      И в то же самое время:
      Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством и временем, античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество.
      Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiquus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.


Русская культура до христианства не была великой, она была равноценна византийской. Но она не была равноценная греческой, потому как в те времена ничего соразмерной античной культуре просто не существовало. Возрождение появилось позже, и, к сожалению, не на Руси. И очень возможно как раз потому, что прогрессивность православия к XV на Руси полностью иссякла по причине его ортодоксальности. О чем я Вам вот уже в который раз и пытаюсь безуспешно втолковать.
ЗЫ. Ваше замечание о том, что «слизывание» чужой культуры – признак дурака, смахивает, выглядит весьма странно, если не сказать резче.


АРТ, опять заблудились в цитатах.

«Античная мифология потеряла в Древней Руси культурное содержание. Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности».

Если бы русские относились бы к античной мифологии, как культурному содержанию, они не создали бы свою культуру.


    Античная мифология потеряла в Древней Руси культурное содержание не само по себе, а благодаря православию.
    Если есть сомнения по этому поводу, то можете ознакомиться, к примеру, с сочинением Преподобного Максима Грека «Слово обличительно на еллинскую прелесть».


АРТ: «Русская культура до христианства не была великой, она была равноценна византийской. Но она не была равноценная греческой, потому как в те времена ничего соразмерной античной культуре просто не существовало».

Византийская культура выросла на базе древнегреческой. Выше вы утверждали, что она (византийская культура) была прогрессивна. Вы продолжаете настаивать, что дохристианская культура Руси равноценна византийской (не подтвердив этого ни одним примером), но не равноценна греческой из которой византийская вышла. Переведите.


    Если Вы бы украли полотно Рафаэля, то это не повысило уровень Вашей культуры.
    Аналогично если византийцы разграбили языческие храмы и свезли все добро к себе, то этот факт сам по себе не мог породить или развить византийскую культуру, которая
    …многое черпала из античного наследия. Однако освоение античных традиций было, как правило, схоластичным: они приобретали силу беспрекословного авторитета; отсюда – появление различных компиляций и словарей, подражание художеств. приемам древних авторов, сохранение классического греческого языка. Как и повсюду, идеология, отражавшая интересы господств. класса, существовала в Византии наряду с идеологией оппозиц. кругов и идеологией нар. масс. Идеология господств. класса, хотя и сохраняла внешне антич. традиции, отвергла антич. идеал гармонич. развития свободной личности; в ее основе лежал церк. аскетич. идеал принижения плоти перед духом, выражающий в конечном счете идею смирения. Деспотич. характер визант. гос-ва имел своим следствием установление строгого контроля за идейной жизнью, порождавшего сервилизм перед власть имущими и безудержное восхваление правящего императора, господство трафаретных образов и словосочетаний, боязнь смелой мысли.


1 ... 7 8 9 10


Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: