Присоединяйтесь

Слово о шишках

20 августа 2013   17:07

В ближайшие дни омичи предстанут в своей культурной красе перед аборигенами и туристами Канн. Это будет называться Фестивалем русской культуры, ведущим которого выступит клоун Александр Олешко. Символично. О символике я хочу поговорить в этой заметке.
«Зачем нужен этот фестиваль?» – вопрос вторичный и можно было бы его упустить, но цель кажется столь очевидной, что лучше проговорить для ясности дела – для того, чтобы жители Омска и области чувствовали гордость за край родной, все-таки вона куда доехали (долетели). У французов, думаю, впечатлений и без омской делегации хватает: товарооборота между странами – не ахти, Омск на острие народной дипломатии – слишком концептуально. Скорее всего, главный меценат этого десанта культуры и отдыха – сенатор Андрей Голушко – решил сделать доброе дело.
К показу во Франции омичи подготовили следующее: спектакль со снежками из холлофайбера, «подкованных блох» известного омского микроминиатюриста, резьбу по кости мамонта, валенки, кольчуги, филармонический ансамбль, и дискотеку под патефон ди джея Бейсика, который в Омске случается не часто, ну и естественно медведь (танцор в костюме) от Омского народного хора. И все это на фоне снежных сюжетов огромного размера от омских фотохудожников. Если что-то еще забыл, то малозначимое в рамках программы. Символом фестиваля стали шишки в сердечке из снежинок и пьяно выведенное «OMSK». Мне программа и символика не нравится, постараюсь объяснить почему.
Начну с «шишек», шишками  продолжу. Узнав о программе собранной минкультом (кстати, после критики в минкульте заговорили, что программу сам Голушко собирал), я написал в своем блоге в FB, что стоит задуматься, как бы мы отреагировали, если бы французы представили современную культуру Парижа в Омске, показав лютню, хор монахов францисканского монастыря, орудия пыток инквизиции. Какое мнение о Париже мы бы поимели? А насчет бездарной эмблемы я сказал, что трактовать сие французы смогут лишь как: «Наши шишки замерзли». Первой реакцией на мой пост стал комментарий советника министра культуры Омской области Андрея Маслова: «Тебе, что завидно, что в тебе минкульт гения не признал и не повез за казенный счет?». Пришлось хаму сказать, что он хам. На что последовало удивительное: «Вот смотрю я на тебя, Василий, вот вроде и мужик ты не плохой, а вот как скажешь иногда, вот про религию, например…». «Стоп!», – подумал я. Советник ничем себя не прославил. Младше меня. Откуда стилистика? Из прочитанной книжки какого-то писателя – «деревенщика». Маслов прочитал и слился с образом мудрого старика-крестьянина, который все интеллигентские изъяны насквозь видит. Представьте себе, пожалуйста, «мудрого деда» с дорогим мобильником, в иномарке и пиджаке иноземного покроя. Абсурдно? Советника не смущает. Значит, символично.
Авторов же символики не смутило, что шишка сосны кедровой ассоциируется у омичей с базаром: «По полтиннику за штуку». Может у кого-то и иначе и есть стойкие ассоциации с запахом тайги, высотой дерева? Даже если есть – а большая часть Омской области находится в лесостепной зоне, – в чем идентификационный смысл шишек? Шишки, они свойственны всем хвойным, и во Франции или Канаде шишек тоже бачили не мало. По сравнению с «шишками» «брендолапа» – верх концептуального изящества.
Брендолапа, символизировала собою «звериный стиль» эпохи правления Леонида Полежаева. В том, что утверждается в общественном пространстве властью, всегда присутствует символика самой власти, ее понимания самой себя. Может быть, шишки говорят нам о том, что медведей у власти сменили белки? Собрал зернышек, и в гнездо, без грозного рева, без борьбы за территорию, а тихо и скоро: нашел зернышко – в гнездо! Но в условиях мегаполисов белок чаще можно встретить в цирке. Белка бежит, что есть сил, устает, а колесо крутится… на месте.
Человек разумный может быть описан как существо, выстраивающее определенный план своей жизни, который вкратце сводится к Я по отношению к цели; Я по отношению к Я в сегодняшнем состоянии; и Я как Я которое контролирует и согласует первые две функции. Власть в обществе, по сути, играет те же самые роли. Итак, что можно сказать об омском «Я» в свете программы, которую омичи повезут во Францию чартерным рейсом? Начнем с символики снега. Обилие его в фотографических образах, присутствие темы снега в костюмах, символике, в интерактивном материале – холлофайбер – наводит на мысль о подсознательном проговаривании через тему снега чего-то очень важного. Ведь трудно себе представить, будто мы – жители Омской области – некие северяне, чье выживание связано со снегом. Значит, опять символика. В психоанализе образ снега – чаще всего обозначает импотенцию. И это кажется правдой применительно к данному случаю.
Вся программа фестиваля построена на эксплуатации мифов о Сибири, мифов уже давно умерших, мифов, которые не предполагают какого-то развития внутри них. Раздолье убито нищетой, свобода скована нищетой, богатство земли сибирской убито нищетой, нищетой духа, неспособностью оценивать себя относительно своих целей, осмысливать происходящее, исходя из стратегии. У белок нет стратегии. При таком духовно нищенском подходе искусство из мощного модернизационного средства превращается в мало самостоятельно значимое развлечение, сравнимое с порнографией как замещающем подлинное событие явлением. Имитация реальности порою кажется куда более реалистичной, чем сама реальность. Но оргазм то не тот.
Именно импотенция заставляет навязчиво обращаться к прошлому, будить в памяти то, чего уже нет. Но и что может быть слаще воспоминаний и безопасней? Это сфера, где сытый дедушка-белка один на один в своем гнезде в дупле высокого дерева.
Что вынесут для себя французы, которым случится быть на фестивале?
- Эти русские высоко подпрыгивают и все еще думают, что Левша был только у русских. Моя бабка, кажется – как я помню ее рассказы – уже видела эту программу, Но теперь у них есть холлофайбер.
Идея подобной презентации русской культуры кажется изрядно подуставшей. И теперь вернусь к метаобразу советника министра культуры Омской области – образу деда. Молодой человек в чиновничьем кресле хочет состариться, почувствовать свое превосходство в возрасте, что тоже самое в иной формулировке – в невозможности продуктивной деятельности, невозможности творить. Воистину «Наши шишки замерзли». И это удел (и знак) всех культур, которые обращаются к традициям как спасению, как к чему-то безопасному, как к чему-то, что только и дарит благо.

Называйся пленэр на Ривьере «Голушкинские сезоны», я бы может и не писал ничего по теме, но это «Фестиваль русской культуры», которая представляет Омск через холлофайбер, тряпочных медвежат и трэш-героя Никиту Михалкова. И так как я числю себя человеком к русской культуре причастным в не меньшей степени, чем обладатель одного и того же фасона усов при всех режимах, то и вправе о шишках поговорить не с беличьих позиций. Хоть для разнообразия.
P.S. В Омске есть замечательные фольклорные коллективы, занимающиеся собиранием и реконструкцией сибирского песенного и обрядового материала, есть гусляр, который и былины и Металлику на уже исчезнувшем в Европе инструменте играет. Да много кого и  чего живого еще есть. Но духовных импотентов волнуют лишь тени воспоминаний прежних дней.



Комментарии

Предлагаю следующую делегацию составить из костяка «Эвереста» и пьющей с 10 лет Омички показанной на ОРТ


Не надо нам тут холофайбер втирать в очки!мы знаем правду жизни,мы видели фото Василия!


Могу ошибаться, но гусляр, играющий Металлику, давно переехал в Москву.


В прошлой жизни я, наверное, был белкой – мне нравятся шишки! Нравится «новогодний» аромат хвои, зимние забавы из детства. Автор статьи, видимо, прибыл в Сибирь из южных широт и изучал её по книжкам, не понимая, что зимой белки, как правило, тихо себе дрыхнут, стало быть в развиваемый тут психоаналитиком символизм никак не вписываются.


добрый день. а я согласна с мнением андрея маслова: «Вам, что завидно, что в вас минкульт гения не признал и не повез за казенный счет?». и это не хамство. это просто правда. голая и неприкрытая правда. я понимаю, вы искренне верите что фотографы -художники и имеете на это право. каждый верит во что хочет. но только фотографиями никого не удивить, и не только в париже. мамышев-монро тоже считал себя художником, но от этого не стал им до конца своих дней. все базируется на отсутствии совести и реальности восприятия себя. я отлично знакома как с коллективами подведомственными минкульту, так и с теми, о которых вы пишите, как о собирателях и хранителях культуры. побывав на концертах каждый сможет ответить на вопрос, что же интересно будет иностранным гостям. славянскую музыку/пение и нам то сложно воспринимать, а уж иностранцам вообще невозможно. конечно иностранцам нужно показывать красивую, яркую, задорную программу, а не акапельное выступление. вот когда мы идем на важный прием, мы же и одежду выбираем подобающую случаю, и волосы укладываем, а не «конский хвост» вяжем и ждинсы рваные надеваем. так и в данном случае- нужно представить красиваю картину и она была представлена. и шишки- это тоже гаша культура и снежинки ассоциируются с россией. так почему мы должны от этого открещиваться? нет, это наше, мы не должны этого стесняться.


Как все просто. В работе учреждений культуры разбираются все. Критикуя, предлагайте свой вариант, чтобы в дальнейшем не делать ошибок. Вариантов, то у Вас нет, а как не надо все знают.


а я бы добавил физическую культуру, силовой экстрим например,или
олимпийское золото Омска и был бы успех, разнообразие, а так просто
галушкины деньги прокатали, отдохнули на море на халяву. Молодец Лапухин,знает как потратить чужие деньги.


1 2 3


Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: