Присоединяйтесь

Язычество

19 апреля 2013   14:56

Очень непросто дать определение такому многоликому понятию как  язычество. Первое, что приходит в голову – многобожие. А так как уже и неверующие, знают, что Бог – один, отсюда следует, что поклоняются язычники не Богу. А кому?.. На этом основана  многовековая борьба христианства и язычества.

Но есть и другая сторона этого явления. Язычество – это поиск Бога народом, его младенчество в обретении веры. Священное писание повествует о том, что Адам знал Бога, ходил «пред очами Его», согрешив, был изгнан на Землю и до конца жизни плакал о потерянном рае. Постепенно человечество совершенно утратило память о Боге и начало творить себе кумиров-истуканов. Рождением, жизнью и крестной смертью Христа Господь открывает путь человеку к восстановлению отношений с Собой и обретению бессмертия. С этого момента заканчиваются слепые поиски Бога людьми, и начинается история богооткровения и богопознания. Апостолы Христа разносят эту весть всем. Те народы, которые не услышали или не захотели слышать благую весть, а продолжили самостоятельные поиски «своего бога», стали называть варварами или язычниками.

Языческая Русь

Что мы знаем о ней? Намного меньше, чем о языческой Древней Греции, выразившей себя в мифотворчестве, философии, поэзии, искусстве. Древняя Русь не имела письменности, жила в лесу обособленно от цивилизационных потоков. Но это – детство нашего народа, а о детстве воспоминания светлые.

Первые сведения о Руси, как о государстве приходятся на начало IХ-го века. Русь – это подвижный союз славянских племен на территории Новгород – Муром – Киев. Во главе каждого племени – вождь (князь), он имеет дружину, иногда исполняет жреческие функции, не является полновластным хозяином, а подчиняется народному собранию – вече. Русы занимались хлебопашеством, скотоводством, торговали пушниной, медом, были храбрыми воинами. Это время доклассовой социальной структуры на Руси, люди свободны и делятся на знатных и рядовых. Рабами могли стать только захваченные в плен иноземцы, но и их отпускали через несколько лет. Князья имели гаремы, любили поесть и попить, но зависели от народа, а значит – не обижали. У каждого славянского племени был свой главный бог, и свой нрав: поляне (киевляне) были «кротки и стыдливы, имели брачный обычай», «древляне жили скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды», «родимичи, вятичи и северяне жили в лесу, как звери, срамословили при отцах, устраивали игрища между селами, сходились на пляски  и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены».

 Языческие боги много от людей не требовали, при какой-нибудь общей беде приносились в жертву юноша или девушка, так ведь без жертв нет истории человечества. В общем, жили – не тужили, как говорится, не хуже других. Но детство рано или поздно заканчивается.

Языческие реформы по объединению Руси

Перед Русами становится задача укрепления, а значит жесткого объединения кривичей, полян, древлян, дреговичей, радимичей, северян, вятичей… в государственную структуру, и выработка общих ценностей. Первая религиозная реформа была осуществлена в 944-м году киевским князем Игорем. Он провозгласил  бога полян (киевлян) – Перуна верховным общеславянским богом, но через год Игорь погибает, а с ним и его реформа. Внук князя Игоря – Владимир в 980-м пытается вновь возвеличить Перуна, но уже более осторожно. Киев объявляется центром восточного славянства, где Перун ставится в окружении верховных богов других славянских племен: «и поставил идолы на холме…деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь». Но племена, считают своих богов униженными, и сопротивляются: в Новгород отправлен Добрыня «постави Перуна кумир, и жряху ему люди новгородстеи акы богу». Словени, кривичи и родимичи поднялись на антикиевские восстания,  «заратишася» и вятичи. Реформа вместо единения привела к межплеменной войне.

Крещение

Русь объединяется в 988-м Крещением. Как сообщает летопись, это произошло после длительных разговоров с послами от различных вер, созывом бояр и старейшин на совет, обсуждением вопроса при «всех людях», т.е. на вечевом собрании Киева, избрания десяти «мудрых и славных» мужей, которые пошли в разные страны и «разузнали, кто как служит Богу» и чей закон принять. Кроме того, с православием киевляне были уже знакомы: полтора столетия назад киевский князь Аскольд обращался в Византию с просьбой прислать епископа, православной была княгиня Ольга, правящая Киевом два десятилетия, она же во время правления ее сына – князя Святослава не переставала уговаривать его креститься. К моменту Крещения на киевской земле было достаточно христиан, и, прежде всего, из знати. А потому, чтобы народ Киева пошел к Днепру, достаточно было призыва князя.

12 сыновей Владимира крестятся и направляются в качестве князей-посадников в различные города будущей Руси, это сопровождается крещением местного народа. Христианизация шла как часть политической реформы по подчинению Киеву других славянских племен, и встречала активное сопротивление населения. Так, направленных в Новгород воинов во главе с тысяцким Путятой встретило пять тысяч новгородцев «не дати идолы опровегнути», они «оступиша Путяту, и бысть между ними сеча зла». Чтобы отвлечь новгородцев от битвы, Добрыня приказывает зажечь их дома. Люди кинулись тушить пожар, сражение прекратилось,  Добрыня «идолы сокруши, древянние сожгоша, а каменные, изломав, в реку ввергоша; и бысть нечестивым печаль велика». Здесь же летопись сообщает, что разъяренные новгородцы «церковь Преображения господня разметаша и домы христиан грабляху», то есть в Новгороде еще до Крещения спокойно существовала  православная церковь. Поэтому народное сопротивление насилию Киева, трактовать исключительно как антихристианский бунт, будет неверно, но о массовом добровольном крещении тоже говорить не приходится.

Духовное преображение

Начало одиннадцатого века – время духовного всплеска Руси. Появляется письменность, первые каменные архитектурные сооружения, идет массовое строительство городов, развиваются ремесла, появляются первые литературные произведения. Свод законов «Русская правда» закрепляет  христианское правосознание. Меняется мироощущение. Владимир распускает гарем и живет в православном браке. Летопись передает, что он отказывается приговаривать людей к смертной казни, и епископам приходится увещевать его к исполнению княжеского долга. Сыновья Владимира, князь муромский – Глеб и князь ростовский – Борис, по-христиански предпочли быть убитыми, но не стали участвовать в междоусобной братоубийственной войне. В течение ХI и ХII веков идет спокойное обращение народа в православие, крещенные и язычники сосуществуют. Затем наступает время христианского подвижничества, и имя Святая Русь навсегда закрепляется за Россией.

Удивительно преображение народного духа. В былинах  и сказках, сложившихся в ХI – ХIII веках, народ успел переработать свой языческий опыт. Ведьма, из женщины, которая обладает опасными знаниями и потусторонними связями, которую уважали и опасались, превращается в бабу-ягу с довольно простоватыми трюками по заманиванию людей на погибель. Бессмертный кощей, который заведует царством мертвых и очень любит похищать чужих невест, оказывается смертен и достаточно труслив. Лесной народ уже не боится лесных чудовищ, а по-христиански относится  к ним как к нечести, мало того, пытается использовать способности нечистой силы в добрых делах (соловей-разбойник). Образность византийского православия накладывается на образность языческую, и одухотворяет ее. Дохристианский Новый год, сопровождавшийся весельем, играми, пирами, жертвоприношениями в честь бога Солнца, переосмысливается и входит в годовой круг православия, как Масленица. Православная масленица предшествует началу Великого поста, людские жертвы христианскому Богу не нужны – Он принес себя в жертву; от мясной пищи отказываются, а угощают блинами с просьбой о прощении и примирении; свадьбы, традиционные для язычников в это время, переносятся на пасхальную неделю, названную Красной горкой. Юный православный народ с самоотверженностью перенимает от Византии и обычаи, которые трудно выполнять в суровых условиях – крещенские купания и продолжительные посты, но несет это как малый подвиг перед Богом. Русские хлебопашцы стали называть себя крестьянами и носить рубахи, по крою подобные священнической. Складывается русская народная культура.

Современное язычество

Как и в другие времена, оно возникло на почве поисков Бога. Бытовое язычество захлестнуло город: с экрана «Акмэ» – гадалки с картами в руках, на всевозможных дамских тренингам, женщин обучают науке обольщения, приворотам, заговорам, серьезные мужчины не чураются узнать свою судьбу по гороскопу в «Коммерческих вестях».

В городе действует около десяти неоязыческих обществ. Обращает на себя внимание, что все они горожане и надолго сливаться с природой не хотят. Для теоретического обоснования нет научной базы: славянские племена не имели общей религиозной практики,  письменных источников нет, потомственных хранителей языческих традиций  нет. Приходится фантазировать. Так на обосновании необходимости «Окунева», я услышала от Александра Немчининова, что пушкинская Арина Родионовна была сказочницей-язычницей, а Петр I отрезал бороды не священникам, а славянским жрецам. Есть еще «Велесова книга», которая признана фальсификацией. Но главная стратегия – неоязычники пытаются приватизируют народную культуру.

Для верующего сознания понятно, кому они поклоняются, но оставим религиозный аспект. Князю Владимиру не удалось объединить страну на основе язычества. Почему?  

В отличие от христианских заповедей – не убий, не укради, не прелюбодействуй, почитай… которые  созвучны человеческой душе, исполняя  их, народ радуется, что «он хороший» – языческое «слияние с природой» на практике  приводит к культивированию страстей и животной природы в человеке. Страсти не созидательны, человек деградирует, объединение людей на эмоциях кратковременно. Кроме того, как и тысячу лет назад, в основе каждого неоязыческого движения – отдельная идеология. Например, в Омске есть организация «Славяне – основа белой расы». Допустим, мы докажем себе, что это верно. А дальше что? Нацизм.

Россия – крещеная страна. И как крестившийся человек не может сказать, что он некрещеный, так и страна не может вычеркнуть этого факта из своей биографии. Конечно, крещеный человек может вести себя как некрещеный, но за это он понесет наказание и большее, нежели некрещеный человек. В беседе с фарисеем Никодимом, Христос говорит: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Дух, который сошел на Россию в таинстве крещения, не покинет ее.

 



Комментарии

patriot
29 июня 2013 в 17:19

———————————
Ваш субъективный опыт о жизни древних людей не может быть основан на статьях ученых и исследователей потому, что:
О́пытное знание — знание и/или навыки, приобретённые в процессе НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий.
Приведите сведения хоть об одном языческом абстрактом божестве. Если не сможете, то возможно сообразите, что сама потребность во множестве богов обусловлена именно их неабстрактностью.


patriot
29 июня 2013 в 22:21
—————–
Ни Вы, ни я не можем знать ничего ни о каких богах, потому как ни мне, ни Вам такое знание недоступно. Зато мы знаем, как относятся к этим понятиям вполне конкретные реальные люди, часть из которых являются язычниками, а часть православными. Поэтому, когда я говорю, что не имея абстрактного мышления, принять Святую Троицу невозможно, а Перуна – запросто это означает, что язычник не обязан иметь абстрактное мышление для своей веры, а православному придется, иначе молясь на икону, он будет молиться не Богу, а изображению на деревяшке, нарушая тем самым заповедь «не сотвори себе кумира».


Еще раз – объективного опыта не бывает, определение из вики я Вам уже здесь приводил.
А разговор о том, что очень многие, объявившие себя здесь православными, на самом деле являются язычниками.


    29 июня 2013 в 23:00
    Еще раз – объективного опыта не бывает, определение из вики я Вам уже здесь приводил.
    А разговор о том, что очень многие, объявившие себя здесь православными, на самом деле являются язычниками.
    ________________________
    А определение из вики – это для Вас что? Субъективный или объективный опыт? А почему Вы автору статьи из вики верите, а Гагарину и мне нет? :)

    А кто здесь объявил себя православным, я вижу лишь ищущих, сомневающихся.
    Если серьезно, я Вас понимаю, ART (я так думаю, исходя из своего субъективного опыта :) ), но ведь и однозначного определения «православный человек» не существует. Каким он должен быть? Прошедшим все ступени посвящения в веру, регулярно посещающий церковь, участвующий в службах и т.д. Это необходимое, но достаточное ли условие? Или не необходимое? Пример со старообрядцами. А если недостаточное, то что еще необходимо и в какой мере, а самое главное кто мерить-то будет? Какой эксперт? Вы? Я?
    На счет язычников – автор статьи под язычеством подразумевает этническую веру русских (Русов). Но ведь происхождение этих самых Русов до сих пор вызывает дискуссии в научном мире, не говоря уж огромном количестве разных верований и обрядов. Это такой далекий и малоизученный пласт истории человека, что говорить всерьез о нынешних так называемых язычниках я бы не стал. И не надо говорить о том, чего сейчас нет, о некой этнической русской религии. И думаю неправильно называть язычником человека, который печет блины или летом в Муромцевском районе на Ивана-Купалу ночью плавает в озере, так же как и не надо называть православным человека, который зимой на Крещение внезапно лезет в прорубь. Именно по этому я и против закона о защите верующих в нашей стране. Где индикатор, который укажет верующий или нет. На то он и светский закон, чтобы защищать светские, но не духовные понятия.


      Цитаты – для Вас, предполагая, что здравого смысла для вас в качестве доказательства того, что опыта без субъекта быть не может, будет недостаточно.
      В отличие от Людмилы, я могу считать православным только человека, искренне верующего в православного Бога, а остальное само приложится. Но РПЦ на такое официальное определение по понятным причинам пойти сейчас не может.
      Спор РПЦ со старообрядцами – это конфликт церквей, а не религий.

      Да, человека, который летом в Муромцевском районе на Ивана-Купалу ночью плавает в озере, язычником назвать нельзя (он может быть еще и атеистом или сектантом), но православным я его посчитаю только в том случае, если он за эти грехи покается по православному обряду.


        ART
        30 июня 2013 в 00:29
        Цитаты – для Вас…
        _____________________
        Ой, а для Вас что? Вы лишь на собственный практический опыт опираетесь? Знаете Высоцкий говорил: Понадобилось бы очень много жизней, чтобы всё на своей шкуре испытать.

        …я могу считать православным только…
        _____________________
        А кому это интересно? Вы не эксперт, не православный… Есть общепринятое определение, но Вы таковыми не пользуетесь. У Вас своё, но дак оно лишь для Вас и подходит. Вот Вы говорите «…язычником назвать нельзя», а человек себя называет, но такое ЕГО субъективное мнение, и плевать он на Ваше хотел. «…православным я его посчитаю только в том случае…» И за какие это он грехи должен по Вашему каяться? За купание в озере? Не смешите.


          Очевидно – Вам.


          Как-то даже неудобно защитнику православия объяснять значение раскаянья в православии. Постыдились бы.


            О! Теперь меня в защитники записали. И еще приписали мне некие социально неприемлемые поступки, коих я должен стыдиться. Фантазер.


              Ну-ну… Один на базе русского фольклора целое философское направление «открыл», будучи ни зуб ногой в этом фольклоре, другой от православия тащится, совершенно не ведая, а что это вообще такое. Хотя что с них возьмешь – язычники…. :-)


                фантазер


                  Новый Завет когда в последний раз читали? (Если вообще читали).


Обращаюсь ко всем с просьбой высказать своё мнение и принять участие в обсуждении приведённого ниже определения просвещённого традиционализма как социально-политической модели построения общества, призванной заменить господствующую сегодня в нашей стране либерально-рыночную модель.

Просвещённый традиционализм – это фундаментальная система мировоззренческих установок, поведенческих стереотипов и нравственного воспитания, которая в своей основе опирается прежде всего на неизменные традиционные базовые ценности русского народа, к которым относятся любовь к ближнему, солидарность, взаимопомощь и высокая нравственность. Просвещённый традиционализм непрерывно обогащается и пополняется новым положительным эмпирическим опытом общественной и социальной жизни русского народа, подтвердившим свою полезность и благотворное влияние на укрепление социальных связей, нравственного климата и образа жизни русского народа на практике нескольких поколений.


1. Неужели Вы всерьез убеждены, что все в дело во флагах, которые якобы надо срочно менять?
2. При прочтении этого складывается стойкое подозрение, что Вы под русским народом понимаете советский народ. Иначе выходит откровенный бред.
3. С чего это Вы взяли, что у древних русичей «был строгий критерий, по которому эти нарушения осуждались обществом и принимались соответствующие меры к нарушителям, хотя бы моральное осуждение окружающими людьми»?


VICTOR
30 июня 2013 в 22:12
…Например справедливость для нас подразумевает обеспечение всех членов общества равными и достойными условиями существования и развития только по факту их рождения.
———–
Ванька! Ты сидел, и я сидел, а Степка не сидел!
Давай его посадим!


Если собеседники находятся в одной системе координат, то их диалог не имеет смысла.
Когда Вы читаете книги о древних людях, Вы получаете главным образом субъективный опыт о субъективных точках зрения их авторов по тому или иному вопросу. Это отнюдь не означает, что эти авторы мошенники, но это означает, что их знание столь же условно, как знание российских СМИ о полете американцев на Луну. Вы можете с таким знанием согласиться или не согласиться, но выдвигать его в качестве основы своей жизненной позиции, на мой взгляд, крайне опрометчиво, и вот почему:
«В. И. Ленин указывал: «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, т.е. на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной.
Лев Толстой писал: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперед мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, п[отому] ч[то] корень всего есть непризнание Бога»[7].»


Реплика. 2 июля 2013 года, второй день поста, решили запускать ракету ПРОТОН-М, итог очевиден-упала, куда смотрят начальники РПЦ?


Реплика. Куда смотрят начальники от РПЦ, сегодня на 2 день поста ракету ПРОТОН-М хотели запустить с территории Казахстана, деньги народные потрачены в пустую или у нас язычество проникло в роскосмос?


VICTOR
02 июля 2013 в 00:18
—————–
1. В формуле «хлеба и зрелищ» под «хлебом» понимается пища телесная, а под «зрелищами» – пища духовная (не хлебом единым жив человек).

Околоспортивный фанатизм – это дорогостоящая разновидность все того же средства манипулирования массами ввиду отсутствия более дешевой «национальной идеи».

Уж кого-кого, а генераторов идей на Руси всегда было хоть отбавляй, и Ваш пример в этом смысле весьма показателен. Вам уже известные виды традиционализма оказались не по душе, и Вы тут же «изобрели» свой персональный – «просвещенный».

2. Если мы «этнографию, антропологию, форму носа и цвет глаз трогать не будем», то получим не национальность, а… «советского человека».

Без разницы, в Омске или в Лувре – только у нерусского есть потребность доказывать, что он русский. Для примера можете обратить внимание на национальности современных борцов за права русских.

3. Каков смысл в формулировке, основанной на недостоверной информации? Если Вы опираетесь на русский фольклор, то уж не поленитесь поизучать его! А из штампов можно получить только еще один штамп, а в штампостроении в РФ и без Вас с кадрами перебор.


1 ... 11 12 13 14 15 16


Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: