Присоединяйтесь

Язычество

19 апреля 2013   14:56

Очень непросто дать определение такому многоликому понятию как  язычество. Первое, что приходит в голову – многобожие. А так как уже и неверующие, знают, что Бог – один, отсюда следует, что поклоняются язычники не Богу. А кому?.. На этом основана  многовековая борьба христианства и язычества.

Но есть и другая сторона этого явления. Язычество – это поиск Бога народом, его младенчество в обретении веры. Священное писание повествует о том, что Адам знал Бога, ходил «пред очами Его», согрешив, был изгнан на Землю и до конца жизни плакал о потерянном рае. Постепенно человечество совершенно утратило память о Боге и начало творить себе кумиров-истуканов. Рождением, жизнью и крестной смертью Христа Господь открывает путь человеку к восстановлению отношений с Собой и обретению бессмертия. С этого момента заканчиваются слепые поиски Бога людьми, и начинается история богооткровения и богопознания. Апостолы Христа разносят эту весть всем. Те народы, которые не услышали или не захотели слышать благую весть, а продолжили самостоятельные поиски «своего бога», стали называть варварами или язычниками.

Языческая Русь

Что мы знаем о ней? Намного меньше, чем о языческой Древней Греции, выразившей себя в мифотворчестве, философии, поэзии, искусстве. Древняя Русь не имела письменности, жила в лесу обособленно от цивилизационных потоков. Но это – детство нашего народа, а о детстве воспоминания светлые.

Первые сведения о Руси, как о государстве приходятся на начало IХ-го века. Русь – это подвижный союз славянских племен на территории Новгород – Муром – Киев. Во главе каждого племени – вождь (князь), он имеет дружину, иногда исполняет жреческие функции, не является полновластным хозяином, а подчиняется народному собранию – вече. Русы занимались хлебопашеством, скотоводством, торговали пушниной, медом, были храбрыми воинами. Это время доклассовой социальной структуры на Руси, люди свободны и делятся на знатных и рядовых. Рабами могли стать только захваченные в плен иноземцы, но и их отпускали через несколько лет. Князья имели гаремы, любили поесть и попить, но зависели от народа, а значит – не обижали. У каждого славянского племени был свой главный бог, и свой нрав: поляне (киевляне) были «кротки и стыдливы, имели брачный обычай», «древляне жили скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды», «родимичи, вятичи и северяне жили в лесу, как звери, срамословили при отцах, устраивали игрища между селами, сходились на пляски  и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены».

 Языческие боги много от людей не требовали, при какой-нибудь общей беде приносились в жертву юноша или девушка, так ведь без жертв нет истории человечества. В общем, жили – не тужили, как говорится, не хуже других. Но детство рано или поздно заканчивается.

Языческие реформы по объединению Руси

Перед Русами становится задача укрепления, а значит жесткого объединения кривичей, полян, древлян, дреговичей, радимичей, северян, вятичей… в государственную структуру, и выработка общих ценностей. Первая религиозная реформа была осуществлена в 944-м году киевским князем Игорем. Он провозгласил  бога полян (киевлян) – Перуна верховным общеславянским богом, но через год Игорь погибает, а с ним и его реформа. Внук князя Игоря – Владимир в 980-м пытается вновь возвеличить Перуна, но уже более осторожно. Киев объявляется центром восточного славянства, где Перун ставится в окружении верховных богов других славянских племен: «и поставил идолы на холме…деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь». Но племена, считают своих богов униженными, и сопротивляются: в Новгород отправлен Добрыня «постави Перуна кумир, и жряху ему люди новгородстеи акы богу». Словени, кривичи и родимичи поднялись на антикиевские восстания,  «заратишася» и вятичи. Реформа вместо единения привела к межплеменной войне.

Крещение

Русь объединяется в 988-м Крещением. Как сообщает летопись, это произошло после длительных разговоров с послами от различных вер, созывом бояр и старейшин на совет, обсуждением вопроса при «всех людях», т.е. на вечевом собрании Киева, избрания десяти «мудрых и славных» мужей, которые пошли в разные страны и «разузнали, кто как служит Богу» и чей закон принять. Кроме того, с православием киевляне были уже знакомы: полтора столетия назад киевский князь Аскольд обращался в Византию с просьбой прислать епископа, православной была княгиня Ольга, правящая Киевом два десятилетия, она же во время правления ее сына – князя Святослава не переставала уговаривать его креститься. К моменту Крещения на киевской земле было достаточно христиан, и, прежде всего, из знати. А потому, чтобы народ Киева пошел к Днепру, достаточно было призыва князя.

12 сыновей Владимира крестятся и направляются в качестве князей-посадников в различные города будущей Руси, это сопровождается крещением местного народа. Христианизация шла как часть политической реформы по подчинению Киеву других славянских племен, и встречала активное сопротивление населения. Так, направленных в Новгород воинов во главе с тысяцким Путятой встретило пять тысяч новгородцев «не дати идолы опровегнути», они «оступиша Путяту, и бысть между ними сеча зла». Чтобы отвлечь новгородцев от битвы, Добрыня приказывает зажечь их дома. Люди кинулись тушить пожар, сражение прекратилось,  Добрыня «идолы сокруши, древянние сожгоша, а каменные, изломав, в реку ввергоша; и бысть нечестивым печаль велика». Здесь же летопись сообщает, что разъяренные новгородцы «церковь Преображения господня разметаша и домы христиан грабляху», то есть в Новгороде еще до Крещения спокойно существовала  православная церковь. Поэтому народное сопротивление насилию Киева, трактовать исключительно как антихристианский бунт, будет неверно, но о массовом добровольном крещении тоже говорить не приходится.

Духовное преображение

Начало одиннадцатого века – время духовного всплеска Руси. Появляется письменность, первые каменные архитектурные сооружения, идет массовое строительство городов, развиваются ремесла, появляются первые литературные произведения. Свод законов «Русская правда» закрепляет  христианское правосознание. Меняется мироощущение. Владимир распускает гарем и живет в православном браке. Летопись передает, что он отказывается приговаривать людей к смертной казни, и епископам приходится увещевать его к исполнению княжеского долга. Сыновья Владимира, князь муромский – Глеб и князь ростовский – Борис, по-христиански предпочли быть убитыми, но не стали участвовать в междоусобной братоубийственной войне. В течение ХI и ХII веков идет спокойное обращение народа в православие, крещенные и язычники сосуществуют. Затем наступает время христианского подвижничества, и имя Святая Русь навсегда закрепляется за Россией.

Удивительно преображение народного духа. В былинах  и сказках, сложившихся в ХI – ХIII веках, народ успел переработать свой языческий опыт. Ведьма, из женщины, которая обладает опасными знаниями и потусторонними связями, которую уважали и опасались, превращается в бабу-ягу с довольно простоватыми трюками по заманиванию людей на погибель. Бессмертный кощей, который заведует царством мертвых и очень любит похищать чужих невест, оказывается смертен и достаточно труслив. Лесной народ уже не боится лесных чудовищ, а по-христиански относится  к ним как к нечести, мало того, пытается использовать способности нечистой силы в добрых делах (соловей-разбойник). Образность византийского православия накладывается на образность языческую, и одухотворяет ее. Дохристианский Новый год, сопровождавшийся весельем, играми, пирами, жертвоприношениями в честь бога Солнца, переосмысливается и входит в годовой круг православия, как Масленица. Православная масленица предшествует началу Великого поста, людские жертвы христианскому Богу не нужны – Он принес себя в жертву; от мясной пищи отказываются, а угощают блинами с просьбой о прощении и примирении; свадьбы, традиционные для язычников в это время, переносятся на пасхальную неделю, названную Красной горкой. Юный православный народ с самоотверженностью перенимает от Византии и обычаи, которые трудно выполнять в суровых условиях – крещенские купания и продолжительные посты, но несет это как малый подвиг перед Богом. Русские хлебопашцы стали называть себя крестьянами и носить рубахи, по крою подобные священнической. Складывается русская народная культура.

Современное язычество

Как и в другие времена, оно возникло на почве поисков Бога. Бытовое язычество захлестнуло город: с экрана «Акмэ» – гадалки с картами в руках, на всевозможных дамских тренингам, женщин обучают науке обольщения, приворотам, заговорам, серьезные мужчины не чураются узнать свою судьбу по гороскопу в «Коммерческих вестях».

В городе действует около десяти неоязыческих обществ. Обращает на себя внимание, что все они горожане и надолго сливаться с природой не хотят. Для теоретического обоснования нет научной базы: славянские племена не имели общей религиозной практики,  письменных источников нет, потомственных хранителей языческих традиций  нет. Приходится фантазировать. Так на обосновании необходимости «Окунева», я услышала от Александра Немчининова, что пушкинская Арина Родионовна была сказочницей-язычницей, а Петр I отрезал бороды не священникам, а славянским жрецам. Есть еще «Велесова книга», которая признана фальсификацией. Но главная стратегия – неоязычники пытаются приватизируют народную культуру.

Для верующего сознания понятно, кому они поклоняются, но оставим религиозный аспект. Князю Владимиру не удалось объединить страну на основе язычества. Почему?  

В отличие от христианских заповедей – не убий, не укради, не прелюбодействуй, почитай… которые  созвучны человеческой душе, исполняя  их, народ радуется, что «он хороший» – языческое «слияние с природой» на практике  приводит к культивированию страстей и животной природы в человеке. Страсти не созидательны, человек деградирует, объединение людей на эмоциях кратковременно. Кроме того, как и тысячу лет назад, в основе каждого неоязыческого движения – отдельная идеология. Например, в Омске есть организация «Славяне – основа белой расы». Допустим, мы докажем себе, что это верно. А дальше что? Нацизм.

Россия – крещеная страна. И как крестившийся человек не может сказать, что он некрещеный, так и страна не может вычеркнуть этого факта из своей биографии. Конечно, крещеный человек может вести себя как некрещеный, но за это он понесет наказание и большее, нежели некрещеный человек. В беседе с фарисеем Никодимом, Христос говорит: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Дух, который сошел на Россию в таинстве крещения, не покинет ее.

 



Комментарии

«Странное дело!
Во все времена негодяи
старались маскировать свои гнусные поступки
преданностью интересам религии, нравственности
и любви к отечеству»…

Генрих Гейне


+


1 ... 13 14 15 16


Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: