Присоединяйтесь

Ведическое здоровое питание: как подобрать себе диету.

26 февраля 2013   13:20

Сегодня мы приступаем к изучению системы индивидуального подбора диеты, описанной в Аюрведе – резделе Вед, посвященном медицине.

Чтобы было интересней, мы попробуем провести параллели с тем, о чем в свое время писал отец современной медицины Гиппократ.

Первое, что «становится колом» в голове у любого врача, изучающего его наследие, равно как и Аюрведу – терминология. Например, термины «разлитие черной желчи», «бешенная матка» и т.п.

Ну, кто когда-нибудь видел эту «черную желчь» или зафиксировал перемещение матки по телу (именно этим процессом Гиппократ объяснял приступы истерии)?

Но Гиппократ был отнюдь не так наивен, как думают современные врачи. Он жил во времена, когда войны велись почти исключительно холодным оружием, и возможностей понаблюдать, как устроено человеческое тело изнутри, у него было хоть отбавляй. Откуда же тогда он взял эти термины, не имеющие ничего общего с реальными субстанциями?

Вот тут-то, для того, чтобы понять логику действий Гиппократа, нам как раз и пригодятся описания физиологических процессов, встречающиеся в аюрведе.

Оказывается, Гиппократ имел в виду вовсе не реальную желчь или другие жидкости. Он просто использовал наиболее простые слова для описания поведения тех… ЭНЕРГИЙ, которые обеспечивают нашу с Вами, уважаемый читатель, жизнь и здоровье.

Вот два первых понятия, в которых нам обязательно нужно разобраться, прежде чем двигаться дальше.

Не беспокойтесь, что «сейчас опять начнется теория». Это тот фундамент, на котором мы возведем прочные стены нашей системы подбора диеты. Собственно, этими двумя терминами (жизнь и здоровье с одной стороны, и энергия – с другой) вся теория и ограничивается. Дальше начнется практика. Кроме того, эта теория совсем не такая, с какой приходится сталкиваться в школе или ВУЗе. Она интересная! Честное слово, посмотрите, и сами увидите.

Итак, сначала разберемся с тем, что такое «жизнь». Вы думаете, это так просто? Тогда ответьте на вопрос: человек – он живой? Конечно, да. А, к примеру, корова или овечка – живые? Тоже да. А травка или дерево – живые? Хм… Тут уже многие начинают сомневаться. А они одинаково живые или по-разному? Какими критериями можно однозначно определить, живой перед нами объект или нет?

Это, кстати, вовсе не праздный вопрос. С тем, что является живым, надо обращаться совсем не так, как с неживым, правда? Иначе проблем не оберешься – или с милицией, или с тем, кто «сверху» за грехами следит.

Так вот, тщательно проанализировав все критерии, древние мудрецы пришли к такому выводу: понятие «жизнь» относится ко всему, в чем присутствуют следующие четыре составляющие: тело, чувства, разум и душа.

Какие-то компоненты могут быть проявлены более отчетливо, какие-то – менее, но в целом – если эти 4 компонента присутствуют, значит, объект – живой. Ну, и вести себя с ним нужно соответственно (как именно – тема отдельного учебного курса).

Из этого определения вытекает то, что считать «здоровьем». В 1972 году, на заседании Всемирной Организации Здравоохранения, которое проходило в Алма-Ате, здоровье (кстати, по предложению индийской делегации) было определено так: «Здоровье – это состояние полного физического, эмоционального, интеллектуального и духовного благополучия, а не просто отсутствие болезней». Чувствуете? За тысячи лет ничего в понимании здоровья не изменилось – видимо, такое понимание действительно правильное. Другое дело, что за это время мы хорошо научились лечить (но не излечивать) болезни, и совершенно забыли о том, как сохранять и восстанавливать здоровье.

Кстати, поскольку всё живое состоит из одинаковых элементов, оно и лечится одинаково. Никогда не забуду, как один врач, специалист в древнеиндийской медицине посмотрел на яблоньку, все плоды на которой были основательно погрызены червяками, и задумчиво сказал: «Надо лечить…».

А что же с энергиями?

Тут нет никакой мистики, все очень просто. У Гиппократа не было под рукой тех мощных диагностических лабораторий, без которых невозможна работа современной больницы. Ему нужны  были какие-то инструменты, с помощью которых и он сам, и его пациенты могли бы просто и точно определять, что происходит в организме.

И он поступил наиболее логичным образом – в качестве основы своей лечебно-диагностической системы он сделал не измерение СОДЕРЖАНИЯ ВЕЩЕСТВ в крови или тканях, а анализ АКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ, обеспечивающих функционирование нашего тела. Понимаете разницу? Гиппократу не было так важно, сколько сахара в крови при диабете. Его больше интересовало: «А почему он повысился?».

Дальше все было очень просто. Гиппократ, как и его коллеги, обнаружил, что все физиологические процессы в нашем теле так или иначе сводятся к ДВИЖЕНИЮ, ТРАНСФОРМАЦИИ и ПОДДЕРЖАНИЮ СТАБИЛЬНОСТИ.

Именно эти процессы мы и имеем в виду, говоря «энергия»[1].

Просто для удобства (своего и пациентов) древние врачи использовали аналогии из окружающего мира.

Самый простой пример. Пожалуйста, подойдите к окну и посмотрите на улицу.

Нет-нет, пожалуйста, НА САМОМ ДЕЛЕ подойдите и посмотрите.

Спасибо ))))

Вы можете, глядя из окна, определить, есть на улице ветер или нет? Конечно, можете. Хотя сам ветер (ДВИЖЕНИЕ воздуха) мы не видим, но мы можем заметить проявления его  присутствия – перемещение объектов (пыли, листьев и т.п.). А если мы выйдем на улицу, то присутствие ветра мы можем определить по прикосновению. Кроме того, на ветру сохнет и грубеет кожа, а если что-то горячее выставить на ветер, то оно быстро остынет.

То же самое происходит в нашем теле. Мы не видим саму энергию движения, но видим, как движутся более грубые элементы – кровь по сосудам, пища по кишечнику, отделяемое желез по протокам, и т.д. А ещё, когда в организме становится слишком много этой энергии, то человеку становится неприятно, когда его трогают, к нему прикасаются, у него становится сухой кожа и слизистые оболочки, «высыхают» суставы и т.п. У человека часто появляется дрожь в теле, руки и ноги могут подрагивать, как будто он замерз.

Понятно? Говоря «движение, сухость и холод в теле осуществляет ветер (или воздух)», Гиппократ не имел в виду, что внутри что-то на самом деле дует. Он имел в виду энергию, присутствие которой вызывает эффекты, сходные с теми, по которым мы можем определить, есть на улице ветер или нет.

То же самое – и в отношении других энергий.

На что похож процесс трансформации? Правильно, на приготовление пищи на огне. Вы кладете в огонь что-то несъедобное, а достаете очень даже вкусное (сторонников сыроядения просьба не беспокоиться, это просто пример). И при этом выделяется тепло. По этим признакам и определяется присутствие в организме энергии трансформации: пищеварение, метаболизм и выработка тепла.

То есть, когда Гиппократ говорил, что «расстройства пищеварения вызваны слишком слабым или слишком огнем», он не был так наивен, чтобы думать, будто в желудке действительно горит огонь. Он просто заметил, что когда энергии, эффекты присутствия которой похожи на эффекты обычного огня, становится слишком мало или слишком много, то пища плохо усваивается (остается «сырой» или «подгорает»).

Не устали? Тогда последний раздел, энергия стабильности.

Гиппократ часто называл её водой или землей[2].

Он заметил, что вода обеспечивает все связи. Помните простейший школьный опыт: если высушить язык промокашкой, то он перестает чувствовать вкус? А почему? Правильно, чтобы почувствовать вкус, чтобы произошла связь между пищей и вкусовыми рецепторами, нужна вода. Кроме того, вода согласовывает, связывает между собой все процессы. Если в теле какие-то процессы рассогласованы – например, перистальтика кишечника и выделение желчи, значит, есть проблема с этой энергией.

А землю Гиппократ использовал в качестве примера стабильности, прочности, твердости. Кстати, если их смешать, то получится что? Правильно, грязь – такая липкая, жирная (помните, мы про слизь говорили?). Так вот проявление энергии воды/земли в организме – это липкость, мягкость, жирность.

Так что теперь Вы уже сами можете правильно понимать язык Гиппократа. Если бы ему нужно было описать патологическую подвижность суставов (это когда суставы гнутся во все стороны), что бы он сказал? Правильно, «не хватает земли» или «избыток ветра».

Итак, когда мы говорим «энергия движения», «энергия трансформации» и «энергия стабильности», Гиппократ говорил «воздух», «огонь» и «вода» («слизь»). В аюрведе те же термины приводятся на санскрите – «вата», «питта» и «капха»

И последнее: саму энергию увидеть невозможно. Но можно определить её присутствие и её активность по каким-то признакам. Так, электрический ток сам по себе не виден, но мы определяем, что он есть по характерному треску, искрам или по характерной дрожи, если нам довелось схватиться за провод.

Всё, на этом наше теоретическое занятие окончено. Конечно, на самом деле эта система гораздо глубже и сложнее, но, поскольку нас интересует только один вопрос – подбор диеты, мы ограничимся этой информацией.

В следующий раз мы начнем разбирать, как подбирать себе диету, основываясь на знаниях об этих энергиях.

Домашнее задание: понаблюдайте за тем, что происходит с Вашим телом и сознанием, если Вы долго пробыли на ветру (или на холоде), на солнце (или, например, в жаркой парилке) и когда съели много чего-то жирного или липкого.

 


[1] Часто вместо слова энергия употребляются термины «стихия», «доша», «первоэлементы» и др.

[2] Часто можно встретить слово «слизь», оно подходит лучше всего, но звучит как-то не очень, верно?



Комментарии

Ещё один спаситель объявился. Помельче Кашпировского, но из той же обоймы.


1 2


Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: