Присоединяйтесь

По состоянию на четверг… Образование

22 ноября 2012   20:00

Намедни, аж 1 ноября, Министерство образования и науки Российской федерации опубликовало результаты мониторинга работы государственных высших учебных заведений: из 502 ВУЗов и 930 филиалов неэффективными и нуждающимися в реорганизации были признаны 136 ВУЗов и 450 филиалов. Естественно, кинулся искать родимую Омскую область и… вздохнул с облегчением: 9 из 9 ВУЗов проверку прошли, из 6 филиалов ущербными оказались всего 2. Нет смысла разбираться с критериями оценки: ежу понятно, что НИОКР будет зашкаливать в технических и временами отсутствовать в гуманитарных учебных заведениях, а доходы – зависеть от наличия или отсутствия популярных направлений обучения. Ну, нет в несчастном Литературном институте имени Горького научных разработок и финансово-юридических специальностей, соответственно, нет НИОКРа и поступления от внебюджетных мест. Впрочем, речь сейчас не об этом.

Некстати вспомнилось подписание ректорами шести омских ВУЗов соглашения о создании электронного университета. Откуда скепсис?

Во-первых, непонятна помпа, с которой все делается. У нас как-то принято сначала подписывать важные документы, оглашать свои планы на весь мир, а потом мягко спускать дело на тормозах. Из образовательной сферы можно привести в пример бизнес-школу Сколково, действительно неплохой по задумке проект, который сгубили амбиции и чрезмерный PR. Из не образовательной сферы примеры можно приводить буквально пачками.

Впрочем, омская история, возможно, произошла не от хорошей жизни, а в связи с обсуждаемым делением ВУЗов на эффективные и неэффективные. Также не стоит забывать про давно курсирующие слухи об объединении ведущих омских высших школ в некий условный Омский федеральный университет. Иными словами, сработала перестраховка.

Во-вторых, не совсем понятно, что конкретно скрывается за вывеской «электронный университет»? О чем-то подобном электронном я уже слышал десять лет назад, когда сам получал образование, с тех пор не многое изменилось: все разговоры да разговоры.

В-третьих, понятно, что речь идет об интернете и удаленном обучении. Сколько я слежу за заочными программами, к образованию они имеют весьма посредственное отношение, зато прямое к получению корочки. Скрещение интернета и заочного обучения приводит к тем же результатам: денежку соберут, книжку вслух прочитают, тесты порешать заставят, корочку выдадут – гуляй, Вася, у тебя диплом с надписью «осторожно – специалист». Отсюда, кстати, удручающие результаты, которые показали филиалы ВУЗов по итогам проверки Минобрнауки: половина проверку попросту не прошла, что с учетом опоры филиалов на заочные и очно-заочные программы, прозрачно намекает на качество тамошнего образования.

Насчет интернета вообще забавно: ни один российский ВУЗ не имеет программ, представленных в таких коллекторах как Coursera или iTunes U. Может быть, стоит начать с того, чтобы написать хотя бы один единственный курс, соответствующий западным стандартам заочного обучения? Можно было бы начать даже с вменяемого образовательного канала на YouTube, благо примеров в англоязычном секторе тысячи. Но с помпой, договорами и заявлением амбиций как-то привычнее!..

Ссылки:
1. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования
2. http://www.rg.ru/2012/11/01/vuzy-anons.html
3. http://www.rg.ru/2012/11/13/zapesockij.html

P.S. Гражданам, считающим, что удаленное обучение в других странах – яйца в профиль от российского, крайне рекомендуется пройти какой-нибудь курс в отечественном «интернет-университете» и стандартный курс на Coursera – разница воистину колоссальная. Coursera здесь выступает на правах площадки, где бесплатно можно «пощупать» аналоги полноценных академических программ.



Комментарии

«Намедни – На днях, недавно.»


    «Намедни, аж…» – юмор, к огромному сожалению, не удался… :(


      «Намедни, аж…» – юмор, к огромному сожалению, не удался…
      ———-
      Зато про «Яйца в профиль»- понравилось!))))


НИОКР будет зашкаливать
——-
НИОКР- научно исследовательские и опытно-конструкторские работы- поэтому – «будут».

а вы знаете- с корочками ВЗФЭИ, или как он теперь называется, в Москве на работу берут с распростёртыми объятиями, из Омска. А с некоторых дневных, которые прошли аттестацию, -вообще не берут, даже в Омске!)))


Максим, принципиальной разницы сегодня, уже нет в способах и формах обучения, если есть допуск к интернету…корочки или точнее их приобретение, давно имеют свою смысловую нагрузку, имеющую только касательное отношение к образованию и тем более, к влиянию на самого соискателя знаний, умений, навыков и т.п. Сегодня, только важна личность соискателя, его начальные потенции,воля, базовые основы -школа..


    Справедливое замечание! Тут вопрос вот в чем: ограничится ли омский электронный университет созданием некой формальной структуры или же это будет проект, который будет способствовать тем личностям, о которых вы говорите.


Это будет проект-площадка, с формальными функциями разумеется,организация требует формальности, но по мимо электронной части, заочной, дистанционной, там возможны и «живые» открытые семинары..и т.п.


    Хорошо если так, но велика вероятность, что это будет непонятно что упакованное непонятно так. Лично я рад был бы ошибиться!


Интересно, есть ли в Омске какие-то успехи в фундаментальной науке? Насколько я понимаю, юристы и экономисты прогресс не двигают.


Признаться эта «затея» не стоит большого оценочного внимания, ибо она принципиально не обнадеживает и ничего не обещает «ищущим знаний», для них сам факт сублимации ректоров, их идеи создать площадку, уже элемент прогресса. Сегодня «метод – инструмент» становится первичным, важнейшим элементом (звеном) в цепи познания и такое положение, сводит «библиотекам-университетам» вторичность…


Да, примерно как про – «Хана», но нам важнее первая стадия – «учитель-тренер-наставник», сузить объем очень важно, в условиях тотального дефицита времени-планирование на 10 лет, особенно в периоде 20-30 лет очень проблемно выстроить приоритеты, если не планировали с 10-20лет базовые основания…а это уже проблема родителей, которым уже 40 лет и они не в теме, как правило и вот он тупик, рядом, вокруг..




Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: