Присоединяйтесь

СУЕТА ВОКРУГ ОДН

26 января 2017   18:33

Нормативы, нормативы… К кому деньги тянутся?
Суета то скоро стихнет, а бабло останется…

Мне не стыдно признаться, я не понимаю почему негодуют жители – те, кто устанавливал общедомовые счетчики и/или индивидуальные счетчики (кроме счетчиков тепла- тут я сам негодую с первого июля) и в чиновничьем трансе замирают властьпредержащие местного и областного масштаба.  Действительно,  как собственник помещений и добросовестный плательщик всех расходов на его содержание, я пока не понимаю, как меня могут заставить платить больше, чем я платил. Как платить в некоторых случаях меньше- я понимаю, так же как я понимаю желание управляющих компаний немного нажиться на шумихе и неразберихе.

 

В серии статей я попробую провести анализ ситуации и доказать, что, хотя наше мудрое правительство хотело как всегда и получилось как всегда, но не так страшен черт, как его малютка :)

Часть первая- вводная.

Начнем с терминологии- это крайне важно. Базовую терминологию задает Жилищный кодекс и ряд подзаконных документов.

Что такое плата за содержание жилого помещения?

Статья 156 ЖК- Размер платы за жилое помещение

1. Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

7. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 – 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

8. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

9.1. Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

9.2. Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

 

Выводы

  1.        Пункты 7 и 8 говорят, что плату за содержание жилья- итоговую, включающую в себя плату за потребляемые на содержание  общего имущества ресурсы, устанавливают собственники. 
  2.       Если конструктивные особенности здания  ресурс не позволяют потреблять – он в стоимость платы не входит. (Здесь есть ряд спорных моментов, что значит: позволяет/не позволяет, но это надо рассматривать отдельно).
  3.      То, что размер расходов потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ устанавливается отдельно исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации не значит,  что собственник должен автоматически добавлять эти суммы к плате за жилье: еще раз- собственники утверждают итоговую плату.  Вообще то это положение не новое и действует еще с лета 2015 года и пока что никому не мешало.

 

Что такое ресурсоснабжающая организация и чем она отличается от исполнителя коммунальной услуги по снабжению коммунальными ресурсами?

 

Вокруг этой разницы в терминах была построена здоровенная система жульничества, выжимающая деньги как из собственников помещений, многие из которых, впрочем, тоже выжимали деньги из соседей,  так и из поставщиков ресурсов, которые своего тоже не упускали. К сожалению, юридическая неграмотность подавляющего большинства собственников, сопряженная со сложностями законодательства привела к тому, что народу фиолетово-барабанно- кому и за что платить. Но, если не понять этой разницы, то все дальнейшее будет абсолютно непонятно.

Согласно Правилам 354

 

«ресурсоснабжающая организация» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод);

«коммунальные ресурсы» – холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

«исполнитель» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

«коммунальные услуги» – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);

Когда создавались, а после корректировались эти правила то идея законодателя была возложить (кроме малых домов на непосредственном управлении) на УК или ТСЖ все обязанности по содержанию дома и подаче любого коммунального ресурса и ответственность за все  на одного исполнителя- ТСЖ или УК. А получилось как всегда- хитропопые участники ЖКХ отношений довели ситуацию до полной противоположности задуманному.   Ну, конечно и потребители тоже внесли свою далеко не скромную лепту.

Законодатель видел законодательство и все правила направил на построение следующей идеальной модели:

Собственники помещений собираются и принимают решение об организации ТСЖ или переходе на управление в УК- которые должны быть исполнителями коммунальной услуги.

Исполнители коммунальной услуги заключают договор с ресурсоснабжающей организацией (водоканалом, гарантирующим поставщиком, ТГК и т.п.) на поставку коммунальных ресурсов с исполнителем.

Исполнитель  добросовестно по показаниям общедомовых и индивидуальных приборов учета рассчитывает и начисляет все платежи по Правилам 354, в том числе на ОДН, печатает квитанции и получает деньги от потребителей, добросовестно установивших эти приборы учета и стремглав, после получения квитанции, несущихся в кассу, чтобы заплатить деньги исполнителю или, если есть на то решение общего собрания собственников, непосредственно ресурсоснабжающей организации в счет расчетов ее с исполнителем.  Исполнитель может поручить производить расчеты, печатать квитанции  и принимать деньги своему агенту- которым может быть и ресурсоснабжающая организация- по отдельному агентскому договору.

Если исполнитель не занимается вопросами бережливости ресурсов и расходы ресурсов на ОДН превышают нормативы (они и раньше существовали), то исполнитель их оплачивает из своего кармана (если он не был (до 1.01.2017) ресурсоснабжающей организацией (ниже рассмотрим случай, когда это возможно) или жильцы вдруг не собрались и не решили сами за исполнителя платить превышения).

Раз в год исполнитель делает реальный перерасчет и возвращает деньги, если реальные затраты (например, на обогрев ГВС) меньше, чем по квитанциям, которые он выставлял по тарифам.

Идиллия…

Нет, если бы все собственники платили в УК или в ТСЖ,  и УК перечисляли эти деньги ресурсоснабженцам, то модель могла бы и заработать- но, наш совковый менталитет не позволит довести до мелкобуржуазных идиллий.

Многие собственники просто тупо не платят- за них должны платить исполнители, многие ставят магниты на счетчики или просто ломают счетчики и потребляют больше нормы, многие делают теплые полы- в общем ОДН начинают превышать нормативы у соседей- тех кто живет честно, а у УК начинают нарастать долги.

УК должны ходить проверять счетчики, делать расчеты, печатать квитанции- (напоминаю, расходы на это уже заложены в структуры платы за жилье)  выбивать долги из задолжников- работать надо, однако… А некоторые УК вообще очень хитрые- я тут поглядываю за одним «Жилищник-№», так он каждый год меняется- «Жилищник №», ««Жилищник»-№», «Жилищник №»- в общем УК каждый год новое, а деньги с жильцов собирает типа его агент- старый. Куда деваются суммы и кто будет делать перерасчет- Господь знает!

Ресурсоснабжающие организации часто хотели бы работать с собственниками напрямик, но закон запрещает- за исключением одного случая- в промежутке между решением собрания о создании ТСЖ или переходе в УК до момента заключения договора УК (ТСЖ) с ресурсоснабжающей организацией исполнителем коммунальной услуги считается  ресурсоснабжающая организация!

 Поэтому обе стороны часто стараются договор не заключать- им это выгодно!   УК заявляет себя только как организация, содержащая общее имущество здания и не спешит заключать договор. Ресурсоснабжающая организация сама собирает деньги непосредственно с собственников, печатает им квитанции (причем стоимость расчетов и печати скорее всего закладывает через РЭК в тариф), а УК  (ТСЖ) только передает им данные общедомового  и (иногда) индивидуальных счетчиков. Собственникам вроде тоже без разницы, хотя иногда им прилетает плюха, если вдруг ресурсоснабжающая организация нарушает правила взаимной игры и потом предъявляет претензии ТСЖ- я об этом уже писал.

Но есть (вернее была) особенность- превышение ОДН над нормативами ресурсоснабжающая организация не оплачивала. Кроме того, она вообще не имела права выставлять квитанции за ОДН- многочисленными судебными решениями установлено, что на это имела право только организация, содержащая общее имущество здания, а не ресурсоснабжающая организация. Но кто об этом знает, кроме юристов?

Похоже, что это надоело нашему партправительству и с 1.01.2017 норма об неоплате превышения ОДН над нормативами ресурсоснабжающими организациями убрана.

А что же тогда изменилось? Да практически ничего!  Ведь и раньше расчеты ОДН должны были вестись УК и деньги за них должны были получать УК (ТСЖ)- только теперь это выделено явно- чтобы меньше  все стороны хитрили.

Следующая статья будет посвящена нормативам и их значению для оплаты по Правилам 354 – я постараюсь закончить ее за эти выходные.

 



Комментарии

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОМСКА

от 30 ноября 2016 года № 1457-п

О плате за содержание жилого помещения


    А какое оно имеет отношение к общедомовым расходам ТСЖ? Оно касается размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.


Александр спасибо, я уже вник и разобрался. Вначале просто среагировал чисто эмоционально.


УК»СИБИРСКИЙ КОММУНАЛЬНИК» ДАЖЕ РЕШЕНИЕ СУДА О ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРОВ С РЕСУРСНИКАМИ ДО СИХ ПОР НЕ ИСПОЛНИЛА!!! КТО ЖЕ ИХ ЗАСТАВИТ????


    Суд :)
    Подавайте в суд требоавния о штрафе за неисполнение решения. В арбитраже без проблем штрафуют :)


ПОЖАЛУЙСТА В ПРОДОЛЖЕНИИ ТЕМЫ ПОДРОБНО ОПИШИТЕ ЧТО ВХОДИТ В МЕСТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ОДН ПО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И ОДН ПО ВОДЕ ГОРЯЧЕЙ И ХОЛОДНОЙ,А ТАК ЖЕ ФОРМУЛУ РАСЧЕТА И ПОЧЕМУ УЧИТЫВАЕТСЯ ПЛОЩАДЬ ЧЕРДАКА ПРИ НАЧИСЛЕНИИ ОДН ПО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ДЛЯ ДВЕСЯТИЭТАЖНОГО ДОМА,ВЕДЬ И ЧЕРДАКА КАК ТАКОВОГО НЕТ И ОСВЕЩЕНИЯ ТАМ НЕТ,А В ПОДВАЛЕ ОСВЕЩЕНИЕ ТОЧЕЧНО ТОЛЬКО У ТЕПЛОУЗЛОВ,ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КРАЙНЕ РЕДКО,А ПЛОЩАДИ ПОДЪЕЗДОВ ТАК ЖЕ СЧИТАЮТСЯ 100%,ХОТЯ ОСВЕЩАЮТСЯ ТОЛЬКО ПЛОЩАДКИ У ЛИФТОВ,А ПЛОЩАДКИ ГДЕ РАСПОЛОЖЕНЫ МУСОРОПРОВОДЫ НИКОГДА НЕ ОСВЕЩАЛИСЬ(ПРАКТИЧЕСКИ ПЛОЩАДЬ ПОДЪЕЗДА НУЖНО УМЕНЬШИТЬ НАПОЛОВИНУ ЕСЛИ БЫТЬ ЧЕСТНЫМИ)


Омичке
Я попробую- но одна проблема- время. Вам придется самой разобраться- это сложно, но не смертельно.
Что входит в места общего пользования определено постановлением правительства 491 от 13.08.2006 – там все четко расписано.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62293/3d31045ceb2bec48a6d4b16629e2c420d000b08e/
Правила установления нормативов постановлением правительства 306 от 23.05.2006 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60527/


Введение новых правил оплаты ОДН вызвало ожидаемое возмущение в обществе. Митинги протеста уже имели место в Новосибирске, Челябинске и др. городах. Будут и в Омске,,,Ранее ОДН за воду с квартир, где были счетчики практически не начислялась А таких квартир было около 70% Зачем правительство создает еще один плацдарм для противостояния? Заботиться о благосостоянии управляющих компаний? Не вериться,,,,, Крылатая фраза: «Хотели как лучше, а получилось как всегда» полностью характеризует сущность и этой реформы, как и всех остальных,,,Попытки Омских властей обвинить в высоких ОДН только управляющие компании, мягко говоря некорректны,,,, Нормативы утверждают региональные власти.
Попробуем разобраться в сути рожденной проблемы и ее последствиях на примере стандартной 2-х комнатной квартиры (Счетчиков воды нет)
1.ОДН за декабрь 2016г в нашем примере было:
- ГВС ОДН-13,93 руб. с человека
- холодное водоотведение ОДН-2,06 руб. с человека
- электроэнергия ОДН в среднем погоду 45 руб. с квартиры в месяц
2.По новым правилам расчета ОДН, размер оплаты ОДН не зависит от того есть у вас счетчики воды или нет. Расчет ведется по нормативам, определенным по весьма мутным правилам Эти нормативы утверждают региональные власти.
Серьезный рост платы за ОДН при начислении этой платы управляющими компаниями неизбежен
по след причинам:

- за проведение расчетов по ОДН управляющие компании буду брать не мене 60-70 коп с метра площади квартиры в месяц. Это уже не менее 30 руб в месяц плюсом к плате за ОДН, хотя расчеты надо сделать всего один раз на год, но брать плату с вас за эти расчеты будут ежемесячно

- в расчетах ОДН электроэнергии до 1,01,2017 г на практике не учитывали чердаки и подвалы. С 1,01,2017г постановлением правительства РФ, площадь чердаков и подвалов включаются в площадь общего имущества дома при расчете ОДН за электроэнергию Площадь мест общего пользования здесь возрастает в разы, соответственно и плата за ОДН за электроэнергию вырастает в разы Особенно рост платы будет ощутим в малоэтажных и малоквартирных домах Тот, кто писал проект и подписывал постановление правительства РФ, не живет в домах подобным нашим и не предполагает, что освещение у нас на чердаках не было по проекту и быть не может,,,,,Далеки они от нас,,,,

- управляющая компания будет платить ресурсникам за ОДН по общедомовым приборам учета (а вы по нормативам), Ежемесячно разницу между нормативом и показаниями общедомового прибора учета будут класть себе в карман управляющие организации и поставщики коммунальных услуг, причем, чем больше вы сэкономили – тем больше вы их обогатили. Разница будет законным доходом управляющей компании Учитывая, что долги за ЖКХ в Омске составляют более 5 тыс.за год с каждой квартиры (в среднем), то управляющая компания еще и обязательно заложит в платежи и эту ситуацию, страхуя себя, что в свою очередь повлечет рост платы за ОДН для вас Будете платить за тех кто не платит,,,,

- большинство управляющих компаний постараются не выделять в квитанции ОДН отдельной строкой, опасаясь вопросов и возмущения жильцов, а занесут эти суммы в строку-Содержание и ремонт жилья, полагая, что определенная часть жильцов не будет вникать и оплатит без вопросов,,,,

- 3, Установить нормативы, которые бы устраивали и жильцов и управляющие компании невозможно на сегодня. В одну телегу впрячь не можно / Коня и трепетную лань,,, Золотой середины не видно, да и нет ее в этом постановлении по определению,,,, Заводы, магазины, государственные и муниципальные организации будут платить за коммунальные услуги по счетчикам, и только для многоквартирных домов ОДН – по нормативу
Идеальной следовало бы считать систему расчета ОДН действовавшую в 2016 году,,,,Но назад ходу нет,,,,,
Высокие нормативы породят виток протестов граждан, (что в преддверии выборов в сентябре в Горсовет Омска, крайне нежелательно для власть имущих), низкие нормативы приведут к тому, что ресурсники в судебном порядке будут снимать со счетов управляющих компаний деньги предназначавшиеся на иные нужды, в том числе и те, которые предназначены на ремонт и содержание домов, что приведет к дальнейшему развалу ЖКХ,,,, Значит будут драть очередную шкуру с нас,,,, Рост платежей по ОДН будет в 5-10 раз, в зависимости от этажности дома и квартир в нем,,, Помните кто сказал «Денег нет, но вы держитесь»????


    Иван, Вам не удалось вникнуть в суть вопроса. Весьма поверхностный взгляд на проблему, которой, собственно, нет. То, что Вы написали – лозунги. Несведущий читатель, безусловно, обратит внимание на них, и в виде слухов разнесет по городам и весям.
    О каких протестах речь? Вы их видели лично? Я вот видел омских протестующих. Есть некоторые общественные движения и партии, которые (как Вы правильно подметили) в преддверии выборов в ГС из шкуры вон лезут ради шума и скандала. По председателям ТСЖ и управляшкам ходят т.н. «юристы» и работают «общественные приемные». Сидит в этой приемной тетка лет 55, и с важным видом принимает обращения и консультирует. Как может консультировать человек, не разобравшийся в своих квитанциях? Что дельного может посоветовать человек, не работавший в коммуналке ни дня, вырваший из контекста какие-то пункты каких-то статей, бессистемно и путано толкуя параграфы и абзацы? Маразм!
    А потом толпы представителей ТСЖ и УК осаждают канцелярию и телефон: «расскажите, а правда что…» или еще хуже «я знаю, я консультировалась в общественной приемной и мне сказали»
    Кульминация правового нигилизма поднимающих шум – это открытые призывы к губернатору «как-то приостановить, или отменить временно у нас в области эти правила»
    Согласитесь, приятно работать с профессионалами. К сожалению, таковых мало среди тех, кто управляет нашими домами.


      Артему.
      Вы утверждаете, что проблемы с оплатой ОДН в Омске нет Странно,,То же самое пытаются показать и некоторые чиновники,,, Мне, например, было неловко смотреть на их потуги на ТВ на прошедшей неделе, где они утверждали, что в королевстве все спокойно,,, Жить в королевстве кривых зеркал может и удобно, но только королям,,,Вы говорите проблемы нет, а платежки за ОДН, превышающие ранее получаемые нами в 8-10раз уже у нас есть,,,
      Вы утверждаете, что возмущаются лишь те, кто не разобрался в своих квитанциях,,,,Это, мягко говоря, облыжно,,, Люди, получая квитанции, видят, что если ранее они платили за ОДН (2-х комнатная квартира) 60-70 руб в месяц, то с 1,01,2017 г с них уже требуют 400-650руб,,,А протесты не заставят себя ждать и на площадях и на кухнях Весьма значительная часть (примерно 30%) будут вычеркивать строку ОДН из квитанций, тем более, что взыскать эти суммы в судебном порядке с них невозможно, так как включение ОДН в платежки управляющих компаний без решения собрания собственников квартир того или иного дома– согласно смысла статьи 12 Закона №176¬ФЗ неправомерно. Размер платы за содержание жилья (кроме ТСЖ и ЖСК) определяет только СОБРАНИЕ, и никто иной,,,


        Проблему с оплатой ОДН еще никто не видел. Еще РСО не выставили свои квитанции – у Вас нет данных чтобы сравнивать.
        Проблема не в оплате, еще раз повторяю. Проблема в расчете.
        Кто живет в «нормативных» домах – у них нет вопросов. Равно как и нет вопросов в домах с работающими автоматическими системами контроля и учета – все на виду.
        Есть проблема с домами, оснащенными ОДПУ. Анализ поступающей информации позволяет сделать вывод о явно неверном расчете норматива. Так, норматив по электроэнергии завышен, а норматив по ГВС и ХВС занижен.В ряде случаев ОДН невозможно рассчитать точно, и должен бы применяться внятный норматив.
        Еще раз: квитанции выпустили УК. Они могут использовать исключительно действующие на сегодняшний день нормативы. У ГЖИ есть внятная методичка по расчету ОДН для УК. Смотрите на изменение совокупного платежа. Оно будет нулевое. Управляшки выставили ОДН – значит я не выставлю ОДН. Выставить больше, чем выставляли ранее могут лишь по итогу общего собрания. Все.
        Следующий момент. ОДН были всегда. Невозможно на ОДПУ продать 3Гкал, а денег предъявить за 2,5Гкал. Опять же, человек разумный это понимает. Он понимает, что эти 0,5Гкал где-то лежат.
        Например, доложу Вам, реальный ОДН по ГВС на доме от ЦТП составил по итогам 2016г. 141,5 тыс. руб за год. Площадь жилых помещений 3560кв.м. т.е. 3,3руб/мес. с кв.м. А по нормативу предъявлено 17,5 тыс.руб., или 0,41руб/мес. с кв.м. Кто-то подарил этому дому разницу? Нет. Счет-фактура оплачена в полном объеме.
        Про размер платы и общее собрание – п.10 ст.12 Федерального закона от 29.06.2015г. №176-ФЗ.
        Собрание Вам пригодится, когда УК попросит сверхнорматив распределить. И тут уж либо распределяйте, либо ищите УК другую, либо ТСЖ создавайте. РСО как выставляли счет-фактуру по ОДПУ, так и будут.
        Давайте подходить комплексно все же. Если в магазине Вам кажется цена за вещь завышенной, вы же купите другую вещь. Если мне ТСЖ в нашем доме не нравится, и объективно ситуацию переломить там я не готов – купил дом. Все. Не нравится УК – смени. Слишком затратное жилье – купи другое.
        У населения, к сожалению, сформировалось устойчивая ассоциация: Коммунлка=дешево (бесплатно), и обязательно им кто-то что-то должен. Люди не понимают сути процессов, не пытаются разобраться – и кричат, ведь «кто-то должен».
        На днях друг звонил, вот такие же лозунги выкрикивал: «за что такие деньжищи, разберись пожалуйста, скажи чтоб пересчитали». Ему пришла квитанция с корректировкой за 2016г. 4,7тыс.руб. А теперь, внимание, этот же человек без тени смущения и глупых вопросов выложил за обед полторы тысячи. Вот думаю, сводить его на теплоисточник и показать транспортную инфраструктуру. Чтоб систему ценностей подправил.


1 2


Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: