Присоединяйтесь

Пьяный под фонарем, а ведь находит!

18 июля 2016   10:02

Детский анекдот про пьяного именно под фонарем, ищущего потерянные на углу часы, потому что здесь светлее, все время пытаются провести в жизнь наши поставщики коммунальных ресурсов. И в основном им это удается, хотя в моей практике есть и успешные попытки ограничить их жадность. Недавно такому случаю была посвящена заметка от 11.07.2016  Александра Грасса  «В Омске монополии смачно «кошмарят» ТСЖ?», но, на самом деле, в ней описывался только первый случай, а сейчас в арбитражном суде еще десятки таких дел. Не миновало такое разбирательство и мое ТСЖ, а значит, приходится заниматься этим вопросом.

К сожалению,    Александр Грасс публицист, а не юрист, и его заметка больше основана на «понятиях», а не на действующих нормативах, поэтому здесь я попытаюсь дать именно юридический анализ ситуации, на котором я основываю свое противодействие «МРСК Сибири» в суде. В тексте много юридических терминов и ссылок на нормативы, поэтому читать его будет трудно. Уважаемым коллегам юристам (адворор-прокукат к ним не относится) я буду очень благодарен, если они советами и откликами усилят мою позицию или найдут ошибки в анализе.

 

Небольшой ликбез, которые знающие нормы жилищного права могут пропустить. Надо понимать разницу между поставщиком коммунальных ресурсов (ресурсоснабжающей организацией) и исполнителем коммунальной услуги по снабжению ресурсом в многоквартирном доме, не являющемся субъектом непосредственного управления. Это две разных обязанности, хотя многие считают эти функции одинаковыми. Впрочем, при определенных условиях эти обязанности могут совпасть. Что очень важно- оплата за употребленные ресурсы производится ВСЕГДА исполнителю коммунальной услуги, и, даже если деньги оплачены напрямик поставщику коммунальных ресурсов, они считаются произведенными исполнителю коммунальной услуги.

Исполнителем коммунальной услуги ПОЧТИ всегда выступает ТСЖ или управляющая компания- ее к этому обязывает Жилищный Кодекс и  «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее просто Правила).

Сводный пункт-14-15 Правил гласит, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, (п.14), а товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, (п.15),  но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией или ТСЖ (кооперативом)  с ресурсоснабжающей организацией.

Пункт 17 Правил гласит: Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:

б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил (моя интерпретация- не заключен договор приобретения коммунального ресурса), – со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил;

Т.е. до момента заключения договора о приобретении коммунального ресурса исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

 

Теперь предыстория- до октября 2012 года  жильцы нашего дома получали квитанции по оплате за употребленную энергию от  ОАО «Омская энергосбытовая компания».  ТСЖ имело с ним как договор поставки коммунальных ресурсов (№92-0937), так и агентский договор, согласно которому гарантирующий поставщик осуществляет сбор средств с абонентов (собственников квартир) за коммунальную услугу по электроснабжению по показаниям квартирных электросчетчиков, а при их отсутствии по утвержденным нормативам, осуществляет начисление (распределение) и сбор средств с Абонентов по оплате потребленной в местах общего пользования электрической энергии в соответствии с  показаниями общедомовых и иных самостоятельных приборов учета, используя методики и алгоритмы расчета, предусмотренные действующим законодательством.

При этом ведение претензионно-исковой работы по истребованию с Абонентов дебиторской задолженности за коммунальную услугу по электроснабжению в связи с индивидуальным потреблением и потреблением в местах общего пользования осуществляется «ОАО Омская энергосбытовая компания»  на основании уступки права требования дебиторской задолженности с указанных Абонентов с зачетом стоимости уступленного права требования в счет оплаты по настоящему договору.

Сама «ОАО Омская энергосбытовая компания»  рассматривала эти отношения как агентские, причем, как видно из текста выставляемых собственникам квитанций, до сентября 2012 года ТСЖ упоминался в квитанциях как сторона по договору №92-0937, а компания как агент.

 

Отступление- посредник между ресурсоснабжающей организацией и потребителем в виде исполнителя коммунальных услуг не всегда выгоден поставщику ресурсов. Управляющие компании зачастую собирают деньги с жильцов и «забывают» передать их поставщику. Отключить электричество нельзя- можно только подавать в суд. Подали, выиграли и тут выясняется, что жильцы раньше обслуживались какой-нибудь УК Жилищник-N, а теперь имеют договор с «Жилищник-N» – совершенно другим юридическим лицом, с теми же работниками, директором и учредителями, но отличающимся кавычками и номерами ЕГРЮЛ и ИНН. А деньги жильцы вообще и раньше платили и сейчас платят какому-нибудь «НецентрНежилНесервису» по тем же реквизитам якобы в счет их светлых взаимоотношений.  В общем-  спели финансы романсы… С ТСЖ проще- им деваться некуда, но у них часто нет денег- жильцы не платят и все, а теми копейками, которые собираются могут быть оплачены совсем другие расходы. Поэтому поставщикам выгодны некоторые положения жилищного кодекса, позволяющие им собирать деньги напрямую с собственников помещений, оставляя при этом ответственность на УК или ТСЖ.  Для этого жилищный кодекс требует проводить собрания собственников, согласующих решение о прямой ОПЛАТЕ (но не о заключении прямых ДОГОВОРОВ) поставщикам ресурсов. При этом остается проблема ОДН- за потребление на ОДН по закону выставляют квитанции и собирают деньги исполнители коммунальных услуг, а не поставщики ресурсов. Выход был найден в агентских отношениях, описанных выше. Но ответственность все равно при этом лежит на УК и ТСЖ,  хотя как принципал ТСЖ или УК имеют ряд прав по отношению к поставщикам ресурсов.

 

В  квитанциях за сентябрь  2012 (выдаются в октябре) «ОАО Омская энергосбытовая компания» сделала одностороннее сообщение собственникам помещений о том, что в соответствии с п. 17 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления, но не были заключены договор с ресурсоснабжающей организацией на приобретение коммунального ресурса, ОАО «Омскэнергосбыт» с 1.09.2012 приступает к предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению и выставлению квитанций непосредственно собственникам и пользователям помещений.  В квитанциях за октябрь 2012 уже просто присутствовала ссылка на пункт 17 Правил и всякое упоминание об агентском договоре из квитанций исчезла.

 

Отступление-  договор снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг немного отличается от простых договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности))- он определяет ряд существенных условий договора ресурсоснабжения, в частности в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о его задолженности по оплате коммунального ресурса на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом, а также порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта. Акт сверки расчетов составляется не реже 1 раза в квартал (п. 25 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»).

 

Т.е. «ОАО Омская энергосбытовая компания» сделала оферту всем собственникам помещений нашего дома об исполнении ей коммунальной услуги по поставке электроэнергии на основании п.17 Правил и оферта собственниками была акцептована  путем совершения ими конклюдентных действий по оплате  электроэнергии – (в переводе с юридического- собственники согласились платить как угодно кому угодно ибо им было все пофиг).

 

Поэтому никто не заметил, что в марте 2013 года вместо «ОАО Омскэнергосбыт» на квитанциях появилась надпись «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири, Филиал «Омскэнерго» производственное объединение «ОМСКЭНЕРГОСБЫТ»». Объяснений этой замене не было никаких, показания счетчиков в  квитанциях были теми же самыми и все продолжалось в том же ключе. Ну, мало ли какие реорганизации у электриков происходят? А на самом деле  сменился гарантирующий поставщик- без всяких актов сверки с ТСЖ и УК, замены лиц в обязательствах и прочей лабудени. Более того, до момента подачи иска МРСК Сибири никто не подозревал о смене в марте 2013 гарантирующего поставщика- деловых отношений не было, а в газетах эти новости никого не интересуют.

А ведь есть такой документ- Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». В соответствии с его пунктом 20, новый гарантирующий поставщик если потребители коммунальной услуги по электроснабжению, которые в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, не находятся на обслуживании у исполнителей коммунальных услуг в лице управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, принимаются на обслуживание гарантирующим поставщиком с даты, установленной для такого принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации и вносят плату за потребленную с этой даты электрическую энергию в адрес гарантирующего поставщика. Соответствующие договоры с указанными потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

А пункт 21 определяет: Потребителям за исключением граждан гарантирующий поставщик не позднее 20 рабочих дней со дня получения извещения от государственных органов об утверждении смены, направляет предложения о заключении с ним не позднее 2 месяцев с даты смены, договора энергоснабжения или договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с условием о начале исполнения такого договора с даты и времени смены гарантирующего поставщика.

 

В этот момент МРСК Сибири следовало бы определиться с «немножко беременностью», но в лучших традициях нашего бизнеса просто втихушку была продолжена работа по приему денег от населения.

 

С 1.03.2014 вновь произошла смена гарантирующего поставщика «МРСК Сибири» сменилось на «Петербургскую сбытовую компанию», которая образовала для работы в омском регионе дочернее предприятие ООО «Омская энергосбытовая компания» (ОЭК). Смена произошла уже более цивилизованно – на квитанциях появились заранее сообщения о смене, просьбы снять показания квартирных счетчиков на 1.03.2014, а позже и сообщение, что для зачета сумм, уплаченных не тому гарантирующему поставщику следует написать заявление о передаче денег «правильному» гарантирующему поставщику. Т.е. оба поставщика общаются с потребителями (абонентами) напрямую, пренебрегая при передаче денег ТСЖ (УК), как исполнителем коммунальной услуги- следовательно, они позиционируют себя как исполнителей.

Два года длилось молчание и, вдруг, навалился шквал исков на ТСЖ и все еще действующие УК. Причина очевидна- собирать деньги через суд непосредственно с кучи жильцов сложнее, чем с  одного юридического лица. Вообще то все монополисты и фискальные органы  так считают, но не всегда суды идут им навстречу. В моей практике были случаи, когда РТС 2 года отапливали многоквартирные жилые дома без всяких договоров, а потом пытались взыскать эти деньги с застройщика, передавшего все здания жильцам несколько лет назад. Был случай, когда ИФНС вместо земельного налога с жильцов,  пыталась взыскать налоги с застройщика, построившего здания более 13 лет назад.  Суд встал на сторону ответчиков, а представители истцов в кулуарах честно сознавались: так ведь взыскивать с каждого-  это же работать надо!

 

Не надо наводнять СМИ паническими статьями типа «Будут ли существовать ТСЖ в Омске?» (ТОП55)- после решения суда ТСЖ смогут взыскать эти деньги с собственников, не заплативших (или заплативших не тому) гарантирующему поставщику, но бороться с этой «фонарной» тенденцией просто необходимо. Ведь нынешний гарантирующий поставщик работает точно на тех же юридических основаниях, что и предыдущий, а, значит, вся история со взысканием будущих задолженностей может снова повториться. Поэтому очень важно, чтобы суд вынес взвешенное решение с учетом всех факторов, а не штамповал под копирку решения, взяв за образец решение, когда то  вынесенное в порядке упрощенного производства. Пока что удалось перевести процесс в обычное исковое производство и, даже, привлечь третьим лицом ОЭК. К сожалению, такие разбирательства длятся долго, а у этого же судьи десятки дел и если она вынесет несколько решений, то сломать парадигму будет ужасно сложно. А способствует таким решениям то, что в большинстве случаев ТСЖ, в связи с отсутствием квалифицированных юристов,  не ссылаются на нормы права, а тоже уповают только на отсутствие договора между  МРСК и ТСЖ, хотя необходимо еще учитывать и приводить, как доказательства в свою пользу, ряд факторов.

ФАКТОР

Исполнитель ТСЖ (УК) Исполнитель МРСК
Наличие договора поставки ресурсов есть нет
Ссылка в квитанциях на агентский договор есть нет
Решение общего собрания о платежах напрямую поставщику есть нет
Расчеты и сверки расчетов между МРСК и ТСЖ есть нет
Наличие переписки с предложениями заключить договор есть нет
Прямые судебные процессы с жильцами о взыскании долгов Есть (иногда) Есть (иногда)
Прямые распоряжения о передаче денег между гарантирующими поставщиками Есть (иногда) Есть (иногда)
Оплаты за ОДН есть Есть

И еще одно грубейшее нарушение- кто разрешил обработку персональных данных и передал их в МРСК Сибири?

Предложения о дополнении таблицы принимаются (с обоснованиями) с благодарностью.

 

Увы, спасение утопающих, по-прежнему дело самих утопающих…

 



Комментарии

У нас по 70 лет Октября 20 с тепловиками ТГК-11 идет борьба по несправедливому начислению нам за весь 2015 год норматива в связи с отказом датчика учета теплоты на ГВС (сам ОДПУ отопления работал бесперебойно) в течении 33-х суток (пока ремонтировали, не вписались в отведенные из барского плеча законодателя 30-ти суток). Имеется решение суда ЦАО, где ответчик- монополист признан правым, когда на ровном месте заработал не одну сотню тысяч рублей на нашем сыром (мягко сказать) тепловом и жилищном законодательстве просто из с потолка. Судья все заседание мотала головою как лошадь на водопое, но решение было принято в пользу ТГК-11. Мы не останавливаемся, 26.07.16г. будет рассматриваться апелляция.


Параллельно с этим иском обычного собственника, подавшего заявление в суд ЦАО, руководитель и юрист ТСЖ «Левобережье-11″ подали исковое заявление (после обращений в ГЖИ и наверное в Общество защиты прав потребителей) в суд КАО.


    Эти убытки должна возмещать обслуживающая УК. А вот если у Вас ТСЖ- то, увы, все убытки лягут на Вас- по нашему «умному» законодательству. Но, честно говоря, замена теплового датчика на такой же делается максимум за неделю- надо разбираться, в чем у Вас причина. Если потребовался датчик другой модели, а Вам долго согласовывали замену в РТС и этому есть доказательства, то можно было оспорить срок.
    В общем- надо знать подробности


Ощущение, что нарочно ввели кучу поняиий-статусов, чтоб мутить когда надо в свою пользу. Задаю вопрос водоканалу: ИСПОЛНИТЕЛЬ согласно постановлению 344 должен составлять акт о фактическом проживании в квартире. Вы поставшик ресурса или исполнитель у нас? Он говорит -я не исполнитель, я не буду никого у вас в доме переписыватьать, я поставщик, так как у вас есть тсж. Оно управляет домом, значит оно исполнитель.» А при этом договора о приоьретении нету. То есть согласно вашему абзацу, тсж у нас исполнителем просто автоматически без договора стать не может. Значит, логично им является водоканал. Ведь не может быть так, чтоб не было испоонителя! А теперь спросите соседа, знает ли он, кто вдоме поставщик, а кто исполнитель? Кто что должен делать? Никто ничего не знает, а эти в свою пользу толкуют.
Даже если вы дознаетесь, кто есть кто, – у них на этот случай агентские договора и переуступки. Если ЖК прямо предписыаает УК делать что то, собирать деньги, какие могут быть переуступки? Да еще дебиторки?! Законодатель нарочно оставил деньги в руках УК, в иниересах собственников! А эти функции изящно переуступаются тому, кто тупо заинтересован содрать побольше. Эти переуступки надо запретить, так как переуступаемые функции тесно связаны с личностью взыскателя. Все равно как я нанимаю пастуха стеречь стадо, а он поручает это волку. Или пусть через собрание только чтоб переуступали!


456- у вас смешались в кучу кони, люди :)
Деньги в интересах собственников в УК остаться не могут- УК их ОБЯЗАНО перечислить поставщикам. Проблема в том, что за ресурсы платят не все собственники и денег в УК не хватает, поэтому УК заинтересовано в прямых платежах и отсутствии договоров- чтобы с них не брали за неплательщиков. Там где уже есть договор- УК заинтересовано в агентской схеме- деньги все равно не УК, а поставщика ресурсов- пусть он и считает и собирает и долги и текущие платежи- вот и переуступка и агентирование.
А проблема а том, что МРСК Сибири раньше вела себя как исполнитель, а теперь как шулер- передернула карты и заявляет, что она не исполнитель, а поставщик.


господи, это не у меня смешалось, а хитро в законе перемешано. Не надо читать так дословно. Деньги естественно УК перечислит. Но только мне выгодно, чтоб УК сама их собирала, а потом перечисляла, неужели это непонятно? Без всяких там агентских договоров. Их смысл прозрачен – уйти от ответственности за состояние сетей, абонентскую работу не делать, не возиться с должниками. Именно того не делать, что по замысла законодателя является делом управляющего. Я не хочу, чтоб моим домом управлял ТГК11. Не хочу, и все. Что значит «денЬги все равно постаdщика»? В каком смысле «все равно»? кому? мне не все равно. Я хочу быть должником ТСЖ, а не Водоканала.И никаких переуступок дебиторок!
Я об этом и пишу, что когда им выгодно – они поставщики, а когда выгодно – они исполнители. И в законе лазейку найдут. А мы – нет.


    456- Если Вы хотите быть должником ТСЖ, а оно не является исполнителем, то Вам достаточно письменно потребовать от него заключения договора поставки и обратиться в суд с беспроигрышным иском, если в течение (скажем 2 недель) председатель не направит оферту поставщику. Если оно является исполнителем- платите деньги не поставщику, а ТСЖ- это Ваше право. Закон все это предусматривает. Но для ТСЖ это будет смертельно- из-за собственников-неплательщиков. Когда долгов накопится много поставщики будут снимать деньги и пени, а функционировать ТСЖ не сможет.


      «Достаточно письменно потребовать…»
      С нашего тсж мало что кому удавалось письменно потребовать, равно как и устно. Но вот жилинспекции удалось. Теперь я не должник водоканала, а должник тсж. И что изменилось? Тсж переуступило свои проблемы водоканалу, и теперь он имеет право просить меня заплатить долг в тсж, как бы от имени тсж, и продолжает печатать квитанции, там ничего не поменялось.
      Беспроигрышный иск это здорово, но много ли людей могут таким образом решать текущие сторублевые вопросы? и красноречиво количество комментариев под этим постом. Мало кто вообще понимает важность и масштаб вопроса о том,кто в омске имеет право печатать квитанции.




Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: