Присоединяйтесь

Транспортные расходы – новый поворот

29 апреля 2015   17:36

Завершается целая эпоха в способе оплаты общественного транспорта в Омске. Уже в конце недели мы будем платить по новому. Не буду подробно описывать что да как (сам ещё толком не знаю), но попробую оценить адекватность цен на проездные билеты – это те, которые дают возможность пользоваться автобусом, троллейбусом и трамваем без ограничений в течении месяца.

Сколько себя помню, предпочитал проездные. Для студентов в далёкие советские времена он стоил 1 рубль и это, при 3, 4 и 5 копейках за проезд, примерно 20-30 поездок. Потом уже дорос до общегражданского, который стоил дороговато (больше 3 рублей), но кто тогда рубли считал? Все предпочитали удобство, избавляющее от доставания мелочи из кармана в переполненном автобусе. Последние годы у нас  в семье тоже был проездной – один на двоих. Брал тот, кому больше пересадок надо было делать в конкретный день. Такой вариант вполне себя оправдывал, так как каждый из нас ежемесячно не ездил по 60 раз (столько поездок укладывалось в цену), но время от времени бывали «пересадочные» дни.

И вот новый поворот. Теперь проездной будет стоить 1500 рублей. Это 100 поездок по льготной цене 15 рублей (если сравнивать со специальными картами) или 80 поездок по стандартной цене 18 рублей. Буду ли я проезжать 100 раз в месяц (или 80)? Точно нет. Будем ли мы вдвоём столько проезжать в месяц? Сомневаюсь. Получается – прощай удобство, здравствуй транспортная карта с ограничением поездок и ожидания прямого маршрута без пересадок.

Казалось бы мелочь, но она навела меня на следующие размышления.

Для чего вообще нужен проездной, кроме удобства? Для меня ответ очевиден: чтобы привлекать горожан пользоваться общественным транспортом, а не всякими «маршрутками», засоряющими нашу транспортную систему. Следовательно, проездной должен быть дешевле транспортных карт и оплаты одиночных поездок. Например так, как сделано в Праге, где, кстати, обосновалось много омичей. Прагу я взял как город сравнимый с Омском по размеру и численности населения. Конечно, там много туристов, но речь сейчас не о них, а о тех, кто там живёт, работает, учится.

Итак. В Праге одиночный билет ограничен не количеством поездок, а временем: на полчаса примерно 48 рублей, а на полтора часа – 64 рубля. Дорого, не спорю. Но при этом вы можете сделать сколь угодно много пересадок. Обычно достаточно не более двух и вы доедете до любого места (то есть по нашим ценам вы бы затратили 18х3=54 рубля – уже сравнимо с ценой полуторачасового билета). Но что же происходит, если вы покупаете проездной? А вот что: месяц можно пользоваться всеми видами транспорта, включая метро, без всяких ограничений. Цена такого проездного – примерно 1000 рублей (на месяц), то есть, это примерно 16 поездок (раз в два дня по полуторачасовому билету). А если ездить круглосуточно и каждый раз покупать билет, то оказывается, что цена проездного в 33 раза меньше истраченного бюджета. Исходя из этого, трудно представить себе человека, который откажется от месячного проездного и не будет при каждом удобном случае использовать общественный транспорт. И зачем тогда в городе личный автомобиль, который и припарковать негде и в пробке стоять не хочется?

Конечно, вся система общественного транспорта в Праге значительно лучше, чем в Омске (да и в Москве). Она работает круглосуточно, регулярно, качественно, комфортно. И никаких маршруток, кстати… Но может быть именно потому она так и работает, что людям выгодно ею пользоваться и они отказываются от других способов перемещения по городу?

А в Омске делают всё наоборот. Общественный транспорт разделён на множество маршрутов, которые «оптимизированы» так, что доехать из одного места до другого без пересадки, а то и двух, очень часто невозможно. И каждый раз надо платить. Я уж не говорю, что ждать очередной автобус или троллейбус можно неизвестно сколько, так как расписание категорически не соблюдается. С трамваями получше. Они ходят по графику, благо на них не влияют пробки, но только до тех пор, пока какой-нибудь «нехороший» человек на автомобиле не захочет обмануть всех и не столкнётся с другим таким же «чудаком» на трамвайных путях. Это всё – движения нет на час-два. Но в любом случае, такая система общественного транспорта не выдерживает никакой критики, а самое главное, не видно перспективы. А при той реформе оплаты проезда, которую мы сейчас переживаем, общественный транспорт скорее всего начнёт загибаться семимильными шагами… И останемся мы во власти юрких маршруток. Неужели надо доконать всё, чтобы потом заново возрождать?

И в заключение моё видение системы общественного транспорта (не претендую на окончательность и бесповоротность, но основываясь на наблюдениях из многих городов и стран, хочу показать альтернативу сложившемуся тупику). Привожу только некоторые принципиальные пункты без подробной детализации. Понимаю, что «дьявол в деталях», но сейчас в Омском общественном транспорте этот дьявол везде.

1. Общественный транспорт заявляется как приоритет в транспортной системе города (по крайней мере в центральной её части), а маршрутки постепенно ликвидируются как атавизм.

2. На начальной стадии необходимо выделить полосы для общественного транспорта с жёстким контролем. Можно даже отгородить их от основной магистрали, как это сделано в Мехико.

3. Маршруты формируются так, чтобы были хорошие пересадочные остановки, связывающие разные сегменты города. И не надо всему транспорту ехать из одного конца города в другой по одному проспекту Маркса и улице Красный путь. Пусть центральные маршруты будут короткими и связывать два (три, четыре…) узла, от которых расходятся периферийные маршруты в другие уголки города и пригороды.

4. Внедряя систему с многими пересадками, необходимо поменять способ оплаты. Самый лучший (кроме проездного) – оплата за предельное время в пути. Для Омска вполне достаточно двух вариантов: полчаса и два часа (примерно как в Праге).

5. Проездной не должен стоить дороже 30 поездок, тогда его будет выгодно покупать всем. Имея безлимитный проездной билет, люди смогут сами оптимизировать маршруты и распределяться по всей транспортной сети. Я сам, когда имею проездной и не хожу пешком, перемещаюсь по городу с большим количеством пересадок, что сокращает время и даже немного развлекает.

6. И давайте, наконец-то, думать вместе о нашем общественном транспорте, а не об интересах индивидуальных автолюбителей, которые мешают большинству нормально жить.

PS
Предвижу уничижительные вопросы в мою сторону: а ты кто такой, чтобы в транспортных потоках разбираться? Отвечу. Я наблюдательный омич, желающий развития своему городу, а ещё кандидат наук по технической кибернетике – это как раз та сфера знаний, которая рассчитывает траффики и разрабатывает системы их оптимизации. Ну это так, чтобы глупых вопросов не задавали :)



Комментарии

господа-товар счи. Здря копья ломаем. Если бы дептранса был нужен порядок в пассажироперевозках, порядок бы давно навели. Бизнесмены, участвующие в торгах, на самом деле микроавтобусами не владеют, а допускают за мзду всех подряд. Дептранс об этом знает прекрасно, но, вероятно, имея долю, не обращает внимания. Вновь пришедший дир дептранса неспособен справится с этй проблемой. Он, ка и авто статьи »вчерашнийдень»’, работающий по принципу запрещения. Градоначальник никогда не знал проблем территоррии. Во власти нужны свежие, молодые люди.


    Знает Дептранс об этом. Но что он сделает? Маршруткам же не запрещено работать вообще без какого-либо договора с городом.
    Так, устраивая конкурсы с Геворкяном, Меняйловым и Артемьевым, хоть какое-то влияние на них оказываешь. Не допусти их к конкурсу – они будут работать везде без конкурсов, деля между собой рынок исключительно криминальными способами.


      Можно подумать сейчас происходит по другому! Дептранс им еще и маршруты сам помогает отжимать. С 3-й железнодорожной убрали муниципальные автобусы 56, 85 и сократили 6. Кто там остался? И таких примеров море. А сколько после конкурса в угоду некоторым перевозчикам пооткрывали дублирующих маршрутов, в том числе, и муниципальным? Наверное, случайность!
      А вся эта афера с транспортными картами, как мне кажется, исключительно коммерческий проект кого-то из чиновников.


        Интересно бы узнать, какая фирма изготавливает эти карты и как они получили заказ (был ли конкурс, или так отдали…).


Живёт человек на телеввионке (м-р «Радуга» ),работает на нефтекомбинате – полтора часа минимум,в один конец.По расчётам автора – 108 рублей,на работу и обратно – пять поездок на маршрутке.С учётом того,что с телевизионки на екфтекомбинат идёт прямая маршрутка,то на работу и домой – сорок рублей,и остётся три поездки,что бы прокатися,после работы до Меги и ещё куда,а там и домой.Город у нас вдоль речки и на двух берегах.Хорошо считаем – товарищ.


    Вы невнимательно читали. Я предлагаю поменять способ оплаты за проезд: во-первых, перейти на повременную, то есть не зависящую от количества пересадок, а во-вторых, нормальная цена для проездного. Поэтому в вашем случае человек бы платил 1000 рублей в месяц и ездил бы по потребности, или по одному билету в каждую сторону.
    PS
    И ещё в вашем случае, помог бы нормальный трамвай, который уже практически имеет указанный маршрут.
    PPS
    Кстати, можно предложить поменять место жительства – будет огромная экономия времени на личную жизнь)


1 2


Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: